пятница, 2 марта 2012 г.

Первые шаги


Вчера я в очередной раз задумалась над тем, как удивительно сочетаются сильная грамматика и слабые разговорные навыки. В моей практике это самый частый случай. Я уже писала о причинах, которые приводят к такому «перекосу» здесь. Со своей стороны я хочу отметить, что требуется немало усилий, чтобы этот «перекос» ликвидировать. Я начинаю осознавать, что моя методика преподавания привлекает ко мне людей, которые хотят исправить эту ситуацию. В самом деле, на данный момент большинство школ и курсов предлагают услуги обучения языку, но никто не гарантирует результат и зачастую результатом такого обучения может стать этот самый «перекос».  Я также заметила, что некоторые преподаватели ждут, что после проведенных занятий студенты заговорят, просто возьмут и заговорят. Я могу понять их -  со своей стороны они отчитали материал, разъяснили грамматику, переводили тексты и проверяли домашнее задание. Почему же на выходе мы имеем ситуацию, когда люди если и говорят, то на значительно более низком уровне, чем заявлено в сертификате школы? Я не говорю о том, что такое происходит повсеместно, но о том, с чем я сталкиваюсь в своей практике.
Неожиданно для себя я пришла к решению, что моей сильной стороной, а соответственно и специализацией отныне официально будет являться обучение говорить. На своих уроках я ориентируюсь именно на это и вижу хорошие результаты. Я также вижу, что это востребовано – многие сталкиваются с тем, что говорить не могут.


Я хотела бы вкратце рассказать историю одной моей студентки, имя которой я изменила. История эта абсолютно реальна.
Я познакомилась со Светланой летом, когда вела летние группы интенсив. Эти летние курсы были очень короткими, по 32 академических часа и мне было невероятно трудно скорректировать курс так, чтобы все остались довольны и я сама в том числе. Светлана пришла учить английский не с нуля. Она учила его в школе и в институте, только это было давно. В течение курса я видела, как Светлана быстро вспоминает грамматику, как старательно учит слова, пишет хорошие сочинения и истории, но говорить – нет, никак. По окончании курса я все же увидела определенный прогресс и в разговорных навыках. Этого было достаточно для начального уровня. Наступила осень. Кто-то продолжил обучение со мной, кто-то сошел с дистанции, а Светлане пришлось обратиться в другую школу в силу обстоятельств на работе – частых командировок и большого объема работы. Весь следующий уровень Светлана училась в другой школе с другим преподавателем. По ее словам, ей обещали, что ее разговорят, что каждому будет уделено особое внимание именно с точки зрения развития разговорных навыков. В итоге, занятия сводились к презентации грамматического материала, переводам текстов из учебника, проверке домашнего задания и полного отсутствия речевой практики. Проблема с умением говорить стала еще более глубокой. Светлана решила пройти курс по идиомам в одной из школ города, где ей пришлось пройти тестирование. Каково же было ее удивление и разочарование, когда  высокий средний уровень грамматики обеспечил лишь слабый начальный уровень разговорных навыков!
Сейчас Светлана обратилась ко мне с просьбой исправить ситуацию. Она готова к тому, что это будет трудно, но она знает, что я гарантирую результат тем, кто желает учиться.
Я думаю, что история Светланы – это не частный, а общий случай для многих людей, которые изучают английский. Поэтому я решила написать о том, как я учу говорить.


Как я уже писала ранее, язык – многогранен, бесконечен и изменчив. Делить его на части и надеяться, что он будет функционировать, как надо, неразумно. Все части должны быть связаны между собой.
Я расскажу о каждой из видов речевой деятельности и дам свои комментарии о том, как я вижу обучение в рамках этого вида деятельности:
  1. Чтение – очень важно читать тексты на английском языке, так как это помогает выделить для себя не только новые слова, но и устойчивые обороты или стилевые характеристики.
  2. Письмо – в письме реализуется коммуникативная функция языка. Письмо или написанный текст всегда имеют адресат. Письмо помогает закрепить нужные обороты, грамматические правила, отточить лексику.
  3. Восприятие речи на слух – необходимо развивать, так как это является залогом успеха в коммуникации. Чтобы вести диалог, нужно понимать, что говорит другой.
  4. Говорение – самая трудная деятельность, требует мобилизации всех ресурсов -  и на слух надо понимать, и лексику подключать, и грамматику правильно использовать.


С моей точки зрения приоритетным является говорение. Остальные виды речевой деятельности относительно независимы:
  • Чтение – в сети Интернет, в книжных магазинах, на сайтах – порталах изучения языка вы найдете несметное количество текстов разного содержания и стиля согласно вашему уровню. Уделять внимание чтению ради чтения и понимания не в моем стиле. Чтение я использую в качестве отправной точки для говорения.
  • Письмо – писать сочинения, истории, тексты, статьи в журналы, ответы на письма друзьям – все это в моей практике является частью домашнего задания. Письмо требует времени и сосредоточенности, поэтому тренировка данного вида речевой деятельности - это ответственность студентов с моей точки зрения.
  • Восприятие речи на слух – не удивлю никого, если скажу, что в сети Интернет можно найти чудесные подкасты для различных уровней, новости на английском, адаптированные под разные уровни, аудиокниги, также различных уровней, видео, фильмы с субтитрами и многое другое. При таком разнообразии использовать аудио из учебника – преступление. Люди давно выбирают нужные им материалы самостоятельно.


И вот осталось неприкаянное говорение, о котором я и напишу далее.
Учиться говорить, это совершенно также, как и учиться любому другому делу – ходить, танцевать, плавать. Думать, что чтение или грамматика помогут говорить, это все равно что думать, что слышать ритм музыки поможет тебе сразу затанцевать, или навыки ползания помогут сразу резво пойти чеканным шагом. Так не бывает.
Нельзя говорение запихивать в дальний угол, туда, где паутина, вам все равно придется его достать, правда вид уже не тот будетJ Нельзя игнорировать говорение или думать, что 5 – 10 минут диалога на уроке обеспечивают вам необходимые навыки для использования языка в реальной жизни. Чаще всего учебники построены так, что студенты могут говорить от силы 15 минут, а часто и того меньше. 
А теперь внимание! Важная информация! Не падайте со стула! На уроке по правилам построения занятия преподаватель имеет право говорить только 30% времени. Не сложно догадаться, кому отводятся остальные 70%.

Я придерживаюсь следующих принципов в обучении говорению:
  • Львиная доля времени на разговоры – студентам. Все задания обсуждаются – студенты сами объясняют инструкции к заданиям .
  • Проверка домашнего задания происходит с целью говорить – студенты объясняют свои ответы и ошибки друг другу, ищут верный вариант.
  • "Машина времени" – обязательно переносимся со студентами на прошлый урок и анализируем, что делали тогда, обсуждаем достижения.
  • "Гадалка" – перед уроком или частью урока прошу студентов рассказать свои идеи о том, что сейчас будем делать или что я подготовила для них .
  • "Ветер перемен" – анализируем наши знания до и после, сравниваем наши ощущения и представления о грамматической конструкции или идиомах.
  • "Угадай-ка" – во время представления идиом или новой лексики для начала люди обсуждаю свои варианты, иногда прошу нарисовать какие-то схемки и прокомментировать их.
  • "По кругу" – здесь много вариантов. Я использую много видео материалов и картинок, кусочков текста для того, чтобы дать толчок началу истории или дискуссии. Студенты составляют историю, а затем рассказывают ее с различных точек зрения. Мы смотрели чудесное видео как-то о людях в ресторане. Составили интересную историю и рассказали с точки зрения мужчины, женщины, официанта. Не скучно и очень полезно.
  • "Ксероксу – нет!" Это очень веселые задания, очень поднимают настроение. Я выбираю 1-2 предложение из газеты, журнала, фильма, твиттера, фейсбука и диктую его с пропусками. Задача студентов на свой страх и риск заполнить пропуски. Прекрасно развивает чувство языка, тренирует лексику, грамматику. После этого обсуждаются варианты.


Таким образом, студенты говорят даже более 70% времени урока. Я все время ищу новые пути и методы, как заставить людей вытащить свое говорение из чулана.

Делайте свои первые шаги к успеху! Я буду очень счастлива!

Комментариев нет:

Отправить комментарий