пятница, 27 июля 2012 г.

Уроки моей мечты


Вчера я провела индивидуальный урок, который очень приблизил меня к ощущению, что я иду верным путем и что именно такое преподавание языка для меня самое эффективное. Конечно, можно спорить о построении урока, о разных мелочах, но я скажу честно, вчерашний урок – это то, как я вижу свою практику преподавания в идеале.
Как все происходило – читаем дальше.

Уровень Elementary
Категория General English
Длительность  90 min
Форма занятия One2One




Начну я, наверное, с того, что этот урок мне никак не удавалось спланировать. Я села утром, хотела набросать план или хотя бы идеи, но ничего не получалось. Голова была занята другим или высшие силы были ко мне неблагосклонны – даже не знаю… Но урока не получилось. Я все бросила и пошла плавать в бассейн, а затем погрелась в турецкой бане, вытянувшись на мраморной (или не очень мраморной) скамье. Я не думала об уроке, не думала ни о чем, кроме того, как прекрасна жизнь и какое блаженство я испытываю в этот самый момент. 


Основательно наполнившись положительной энергией и позитивом, я прошлась и погуляла, закупилась фруктами и овощами, понежилась на солнышке. Пришла домой, а время уже поджимает, но в квартире кавардак и нужно прибраться. Благо энергией я запаслась и, шустро по квартире летая, везде навела порядок или хотя бы видимость порядка.  Однако времени до урока остается всего минут 40, и я начинаю нервничать, так как плана никакого нет. Тут меня потянул к себе интернет и соцсеть Вконтакте, еще 10 минут ушли. Начинается паника.
Обычно когда я планирую урок, я сначала устраиваю brainstorming и записываю все, что приходит в голову, на лист бумаги в произвольном порядке. Затем как-то сама формируется концепция урока и выстраивается план. Однако вчера ввиду экстремальной нехватки времени я выхватывала из головы идеи и, не записывая, формировала задания.

Мы с Верой уже освоили прошедшее время Past Simple. Вера дома проработала эту тему, сделав множество упражнений на закрепление и отработку навыков. А это значит, что моей задачей является отрабатывать использование этой конструкции в речи. Я понимаю, что мне необходимо найти такие идеи, которые зацепят мою ученицу и дадут ей вдохновение говорить, не на заданную тему, а от души. Я давно заметила, что есть разница в том, как говорят студенты на заданную тему, на четкие вопросы, особенно из учебника и как они говорят, когда какая-то тема им близка или касается их непосредственно. Во втором случае студенты сразу начинают допускать какие-то странные ошибки, но при этом их речь становится плавной и экспрессивной. Им не нужно подыскивать идеи, идей у них миллион, и это заставляет их говорить и говорить. Я особенно люблю такие здания, которые могут раскрыть именно эту сторону разговорной практики.  В преподавании это называется Student Focused Approach, который предполагает, что в центре темы разговора личный опыт и мнение студента. 
Вот какая задачу я себе поставила – формулировать вопросы и задания так, чтобы Вера могла говорить о прошлом, исходя из своего личного опыта.

Этап разогрева и повторения.
На днях я смотрела интервью с преподавателем бизнес английского из Швейцарии. Она участвовала в очередной конференции BESIG в Париже и выступала с очень интересной презентацией. 


В интервью она рассказала об одной идее, которая помогает ей разговорить своих студентов и одновременно является отличным разогревом. Она называет это задание Word of the Week. Каждую неделю она дает своим студентом новое слово, и они обсуждают его с точки зрения своего опыта. Это занимает разное время, но это очень вдохновляет студентов. Так как они чувствуют живой язык, а не тот, что представлен в адаптированном варианте на страницах учебника. Я ни в коем случае не умаляю достоинств учебных пособий, но лишь хочу подчеркнуть тот факт, что иногда, а лучше регулярно, стоит давать студентам глоток свежего воздуха в виде слов, клише, взятых непосредственно из живой речи.

Так я и поступила с Верой. Кажется, что у нее еще очень маленький уровень, для того, чтобы вводить сложные слова, но я в это не верю. Не бывает сложных слов. Все слова – это единицы языка,  все они - равноправны. Нужно показывать хоть маленькими кусочками и эту сторону языка.
Слово, которое я дала Вере, взято мною из мультика Шрек, который я недавно с удовольствием пересматривала.
Preposterous = absurd, ridiculous.
Я написала слово на листе бумаги, мы его прочитали, заметили тенденцию произносить сочетание букв ous = es, как в слове fabulous.  Таким образом, сделали еще один шажок в правилах чтения, с которыми у Веры есть некоторые проблемы. Затем я спросила Веру, о нелепых ситуациях в жизни. Она с большой  охотой поделилась историей из личной жизни, которую иным словом, как preposterous не назовешь. Мы хохотали до слез над ее историей. Что дало нам это задание с точки зрения грамматики? Past Simple в чистом виде на протяжении 10-15 минут.  Таким образом, мы повторили и закрепили Past Simple.

На прошлом уроке я научила Веру задавать вопросы и отрицать, используя Past Simple. Я подготовила карточки с набором слов и Вера, используя данные слова, задавала вопросы и сама отвечала на них.
Далее мне захотелось подвести черту под изучением темы одежда. Вера подготовила презентацию своего модного бутика и рассказала о планах на новую коллекцию. Вера играла роль дизайнера, подготовила красочный буклет-коллаж, которые я так люблю. Этим заданием мы повторили и ввели в речь с иной стороны конструкцию be going to.

Собственно урок.
С Верой я практикую разную работу с видео, для того, чтобы подтолкнуть ее к разговору. В качестве видео я выбрала сериал для начальных уровней Extra English. Мы уже долгое время работаем с первой серией. Но работаем мы с ней не в привычном смысле слова, а развивая разговорные навыки. Я  иногда выключаю звук, и Вера озвучивает диалоги между героями. Иногда я нажимаю на паузу и Вера описывает обстановку в комнате. Представляете сколько грамматики и лексики мы повторяем вот так, играючи в удовольствие? 



На этот раз я попросила Веру вспомнить все, что случилось в серии и рассказать мне, словно я ничего про этот сериал не знаю. Так я снова вернулась к прошедшему времени. Затем я показала Вере кусочек видео со звуком, который был почти в конце серии, таким образом, непросмотренной оказалась середина серии. Сначала я попросила описать Веру, кто, во что одет и что делает. Тренируем Present Continuous for NOW. Затем я попросила Веру рассказать мне о том, что произошло в середине серии. Снова тренируем прошедшее время.  Так проходит минут 20. 
Затем я перехожу к новой теме. Решаюсь научить Веру делать предположения о том, что произойдет в будущем, используя модальный глагол  might. Возможно, кто-то скажет, что это слишком сложно, но лично я уверена в обратном. Вера прекрасно впитывает материал, легко схватывает и жаждет новых знаний. Модальные глаголы сами по себе являются огромной темой, которую обычно на занятиях вываливают почти всю  разом на головы студентов. Не удивительно, что потом студенты боятся использовать модальные глаголы в речи естественно, без усилий и раздумий. Я верю в то, что постепенное дозированное представление этой сложной темы приучит моих учеников не бояться модальных глаголов, а использовать их на уровне не грамматики, а скорее клишированных фраз, отвечающих цели высказывания, как, например, предположения с глаголом might.   Я написала на листке бумаги примеры, которые иллюстрируют предположения о том, что произойдет в конце серии нашего сериала. Это было привязано идеально к живой ситуации и поэтому у Веры вообще не возникло вопросов по тому, как использовать глагол might.  Вера сделала 5 предположений о том, как кончится серия и что произойдет с героями.
В самом конце я снова вернулась к прошедшему времени. В интернете мне попались удивительные фотографии, которые показывают самые дорогие человеческие воспоминания и самоощущение себя как личности. 
Вот они:


Я попросила Веру рассказать о прошлом героя на фотографии, основываясь на том, что он видит в зеркале. Она чудесно справилась с заданием.
И на закуску прошу ее представить, что ей 90 лет, и она сама смотрится вот в такое зеркало. Что же она там увидит? И Вера делится своими идеями, используя глагол  might.
Так кончается наш урок. На дом она получает еще одну картинку и задание написать 10 предложений об истории жизни героини фото. Также она должна полностью просмотреть серию сериала и написать 10 предположений о событиях в следующей серии.

И немного об атмосфере. Вера занимается у меня дома. У меня много цветов, большой плоскоэкранный телевизор, на котором мы смотрим фильм, на полу ковер, на котором я сижу по-турецки, на журнальном столике фломастеры и бумаги, Вера удобно расположилась на диване. Что тут скажешь? Друзья за душевной беседой. Вот такая у меня мечта – все занятия проводить в таком формате.

Спасибо Вере за то, что доверилась мне. Спасибо миру и всем высшим силам, которые дают мне эти чудесные уроки и мгновения нечеловеческого счастья.



Комментариев нет:

Отправить комментарий