понедельник, 30 января 2012 г.

Учим слова раз и навсегда


Меня очень часто спрашивают о том, как можно эффективно учить слова. В этой статье я решила написать о методах и приемах, которые использую сама и могу подтвердить их эффективность.

Я начала изучать язык, когда мне исполнилось 9 лет. В этом возрасте все усваивается легко, поэтому большие пласты лексики я усвоила в то время, когда не осознавала, что так будет не всегда. Позднее, годам к 16 я начала активно участвовать в различных олимпиадах по английскому и я столкнулась с тем, что мне нужно очень много зубрить. Зубрежка оставалась главным способом запоминания слов и выражений на протяжении 5 или 6 лет. Стоит заметить, что я учила не списки слов, а именно тексты. Помню, что после нескольких олимпиад я легко запоминала страницу текста за 15 минут. Интуитивно я чувствовала, что учить слова изолированно смысла нет,  и учила тексты и цитаты. Я знала, что на дебатах или во время написания эссе у меня просто не будет времени пытаться связывать сложные слова в сложные предложения. Для того, чтобы речь звучала естественно, мне приходилось учить, учить, учить. Я получала удовольствие от этого процесса. Я учила стихотворения, цитаты, выдержки из книг и интересных статей. 
Тогда же я организовала свою картотеку идиом и фразовых глаголов: это были маленькие карточки из очень плотной бумаги, где разными цветами были написаны примеры и  перевод. Даже сейчас я иногда достаю эти аккуратные коробочки и перебираю карточки, проверяю, хорошо ли помнится материал.
Сейчас я сама преподаю и понимаю, что необходимо искать новые пути и рассказывать о методах, которые не требуют таких нечеловеческих усилий.
Перед тем, как я начну описывать приемы для заучивания лексики, мне бы хотелось сказать пару слов о  запоминании и забывании.
Ученый психолог Генри Эббингауз в ходе экспериментов вывел «кривую забывания», согласно которой более половины  усвоенного материала забывается в первый час после занятия. Через 10 часов после занятия в памяти остается лишь 35 процентов изученного. Он пишет о том, что для эффективного запоминания повторение совершенно  необходимо и должно строиться следующим образом:
первое повторение через 20 минут после занятия, затем через день после первого повторения, через 2 недели после второго повторения и через 2 месяца соответственно.
И еще несколько слов о привычке. Для того, чтобы слова усваивались и запоминались, необходима системность повторений, а для этого нужно выработать у себя привычку. Говорят, что привычка формируется в течение 30 дней. Давайте все проведем эксперимент и в течение 30 дней будем учить слова и вырабатывать привычку на всю жизнь. Ведь учить язык – это приятная привычка!

А теперь приступим к приемам, которые помогают запоминать лексику.

Графические методы организации словаря.
  1. Схемы – «паучки» (Spidergrams)
Схемы «паучки» представляют собой радиальные схемы с главным словом в середине.
Для чего использовать:  синонимы и словосочетания.
Эти схемы не должны быть громоздкими.
В моих конспектах на странице бывает до 3-4 паучков. Это очень удобно.


  1. Карты (Mind Maps)
Эти схемы строятся по принципу «паучков», но здесь очень важно находить связи между словами. Используйте свою фантазию, так как карты слов отображают ваш мыслительный процесс. Принцип построения – ассоциативные связи. Схемы могут быть развернутыми. Лучше всего использовать несколько цветов, связи между словами рекомендую подписывать.
Я люблю делать карты своими руками, рисовать и раскрашивать. Мне это помогает лучше запомнить схему. Но для любителей компьютеров разработаны специальные программы для создания подобных карт. Лично я использую программу IMindMap. В ней есть возможности использования разных цветов, вставки изображений, аудио файлов, ссылок. Также есть возможность сохранить карту в формате рисунка или PDF.
Для чего использовать: для категорий слов, организации словаря по тематикам. Например, “Feelings”:


  1. Диаграмма Венна (Venn Diagram)
Этот прием я сама узнала совсем недавно и мне он очень полюбился. Диаграмма Венна используется во всех областях знаний, но я приспособила ее к изучению слов.
Для чего использовать: диаграмма Венна прекрасно подходит для анализа слов и их сравнения.
Что нужно делать:
Каждое слово можно разложить на несколько компонентов – используйте ассоциации. Между двумя любыми словами всегда можно найти что-то общее.
Дополнение к диаграмме Венна – после анализа слов написать несколько предложений, сравнивая  слова.
Пример диаграммы:


  1. Елочка (Fishbone)
Об этом способе представления связей между понятиями я также узнала совсем недавно и решила  попробовать использовать его для запоминания слов.
Идея схемы: отобразить причинно-следственные связи между словами.
Как использовать:
Для понятия найдите максимальное количество причин.
Например, слово "красивый". Что приводит к тому, что люди становятся красивыми? Для меня это ухоженность, природные данные, пластические операции, пиар, реклама и так далее. Это мое личное мнение. У каждого свои ассоциации. 
Такой подход помогает практиковать уже известные слова и находить новые связи между понятиями.
Например:




Плюс такой проработки новых слов состоит в том, что с новыми словами у вас будут четкие ассоциации и шанс, что слово уйдет в активный словарный запас, значительно увеличивается.


В конце я хочу написать несколько слов о количестве, а  не о качестве. Вы теперь умеете организовать слова так, чтобы они легко запоминались. Это качественное запоминание.
Говоря о количестве, не рекомендуется учить более 10 слов за 1 раз. Можно учить по 10 слов, но каждый день. При этом необходимо помнить о кривой забывания и повторять регулярно изученное.

Всем желаю удачи в нелегком, но очень увлекательном деле! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий