Меня очень часто спрашивают о том, как можно эффективно учить слова. В этой статье я решила написать о методах и приемах, которые использую сама и могу подтвердить их эффективность.
Я начала изучать язык, когда мне исполнилось 9 лет. В этом возрасте все усваивается легко, поэтому большие пласты лексики я усвоила в то время, когда не осознавала, что так будет не всегда. Позднее, годам к 16 я начала активно участвовать в различных олимпиадах по английскому и я столкнулась с тем, что мне нужно очень много зубрить. Зубрежка оставалась главным способом запоминания слов и выражений на протяжении 5 или 6 лет. Стоит заметить, что я учила не списки слов, а именно тексты. Помню, что после нескольких олимпиад я легко запоминала страницу текста за 15 минут. Интуитивно я чувствовала, что учить слова изолированно смысла нет, и учила тексты и цитаты. Я знала, что на дебатах или во время написания эссе у меня просто не будет времени пытаться связывать сложные слова в сложные предложения. Для того, чтобы речь звучала естественно, мне приходилось учить, учить, учить. Я получала удовольствие от этого процесса. Я учила стихотворения, цитаты, выдержки из книг и интересных статей.
Тогда же я организовала свою картотеку идиом и фразовых глаголов: это были маленькие карточки из очень плотной бумаги, где разными цветами были написаны примеры и перевод. Даже сейчас я иногда достаю эти аккуратные коробочки и перебираю карточки, проверяю, хорошо ли помнится материал.
Сейчас я сама преподаю и понимаю, что необходимо искать новые пути и рассказывать о методах, которые не требуют таких нечеловеческих усилий.
Перед тем, как я начну описывать приемы для заучивания лексики, мне бы хотелось сказать пару слов о запоминании и забывании.
Ученый психолог Генри Эббингауз в ходе экспериментов вывел «кривую забывания», согласно которой более половины усвоенного материала забывается в первый час после занятия. Через 10 часов после занятия в памяти остается лишь 35 процентов изученного. Он пишет о том, что для эффективного запоминания повторение совершенно необходимо и должно строиться следующим образом:
первое повторение через 20 минут после занятия, затем через день после первого повторения, через 2 недели после второго повторения и через 2 месяца соответственно.
первое повторение через 20 минут после занятия, затем через день после первого повторения, через 2 недели после второго повторения и через 2 месяца соответственно.
И еще несколько слов о привычке. Для того, чтобы слова усваивались и запоминались, необходима системность повторений, а для этого нужно выработать у себя привычку. Говорят, что привычка формируется в течение 30 дней. Давайте все проведем эксперимент и в течение 30 дней будем учить слова и вырабатывать привычку на всю жизнь. Ведь учить язык – это приятная привычка!
А теперь приступим к приемам, которые помогают запоминать лексику.
Графические методы организации словаря.
- Схемы – «паучки» (Spidergrams)
Схемы «паучки» представляют собой радиальные схемы с главным словом в середине.
Для чего использовать: синонимы и словосочетания.
Эти схемы не должны быть громоздкими.
В моих конспектах на странице бывает до 3-4 паучков. Это очень удобно.
- Карты (Mind Maps)
Эти схемы строятся по принципу «паучков», но здесь очень важно находить связи между словами. Используйте свою фантазию, так как карты слов отображают ваш мыслительный процесс. Принцип построения – ассоциативные связи. Схемы могут быть развернутыми. Лучше всего использовать несколько цветов, связи между словами рекомендую подписывать.
Я люблю делать карты своими руками, рисовать и раскрашивать. Мне это помогает лучше запомнить схему. Но для любителей компьютеров разработаны специальные программы для создания подобных карт. Лично я использую программу IMindMap. В ней есть возможности использования разных цветов, вставки изображений, аудио файлов, ссылок. Также есть возможность сохранить карту в формате рисунка или PDF.
Для чего использовать: для категорий слов, организации словаря по тематикам. Например, “Feelings”:
- Диаграмма Венна (Venn Diagram)
Этот прием я сама узнала совсем недавно и мне он очень полюбился. Диаграмма Венна используется во всех областях знаний, но я приспособила ее к изучению слов.
Для чего использовать: диаграмма Венна прекрасно подходит для анализа слов и их сравнения.
Что нужно делать:
Каждое слово можно разложить на несколько компонентов – используйте ассоциации. Между двумя любыми словами всегда можно найти что-то общее.
Дополнение к диаграмме Венна – после анализа слов написать несколько предложений, сравнивая слова.
Пример диаграммы:
- Елочка (Fishbone)
Об этом способе представления связей между понятиями я также узнала совсем недавно и решила попробовать использовать его для запоминания слов.
Идея схемы: отобразить причинно-следственные связи между словами.
Как использовать:
Для понятия найдите максимальное количество причин.
Например, слово "красивый". Что приводит к тому, что люди становятся красивыми? Для меня это ухоженность, природные данные, пластические операции, пиар, реклама и так далее. Это мое личное мнение. У каждого свои ассоциации.
Например, слово "красивый". Что приводит к тому, что люди становятся красивыми? Для меня это ухоженность, природные данные, пластические операции, пиар, реклама и так далее. Это мое личное мнение. У каждого свои ассоциации.
Такой подход помогает практиковать уже известные слова и находить новые связи между понятиями.
Например:
Плюс такой проработки новых слов состоит в том, что с новыми словами у вас будут четкие ассоциации и шанс, что слово уйдет в активный словарный запас, значительно увеличивается.
В конце я хочу написать несколько слов о количестве, а не о качестве. Вы теперь умеете организовать слова так, чтобы они легко запоминались. Это качественное запоминание.
Говоря о количестве, не рекомендуется учить более 10 слов за 1 раз. Можно учить по 10 слов, но каждый день. При этом необходимо помнить о кривой забывания и повторять регулярно изученное.
Всем желаю удачи в нелегком, но очень увлекательном деле!
Комментариев нет:
Отправить комментарий