Всем нравится быть свободными. Свободными от предрассудков, свободными в суждениях, свободными в действиях. Свобода – это самостоятельность, независимость и ответственность за свои поступки. Быть свободным – это здорово.
О несвободе знают все. Несвобода – это в конечном итоге безответственность.
Я вчера шла по подземному переходу, а за мной следовала пара с коляской. Все время, что я шла к выходу из перехода, жена не переставала пилить мужа: «Как ты оделся? Почему забыл перчатки? Почему одел всего 1 пару носков? И как ты коляску вообще катишь, посмотри, оболтус!» И все в таком духе. «Вот она – несвобода», подумалось мне.
Как я представила себе жену? Первая ассоциация – тиран. Тиран, который пытается все взять под свой контроль и настоять на своей правоте. Такая вот зарисовочка из жизни.
Однако, это натолкнуло меня на мысли о том, что и в преподавании мы встречаем несвободу. Многие преподаватели боятся отдать ответственность своим студентам и берут весь процесс под свой неусыпный контроль. Какой итог такого обучения? Нежелание студентов решать за себя, думать, что им полезно и что лучше, безответственность к своему образованию и … полная зависимость от преподавателя. Курсы языка закончатся и люди уйдут, оставаясь в неведении, как удержать эти знания, как самому повысить уровень, как эффективнее организовать свое самообучение. Почему так случается? Во время курсов люди не привыкают решать, что им лучше, не привыкают самостоятельно работать и делиться своими стратегиями с другими. Что происходит дальше? За год полученные знания по большей части уходят. И люди снова приходят учиться на курсы. Вот такая грустная перспектива.
Сейчас много говорят об инновациях в образовании и обучении, о новых технологиях, о дистанционном обучении. Сейчас организуются вебинары, чаты по тематикам, люди собираются в группы в социальных сетях, используя по максимуму интернет пространство и возможности сетей. Люди читают друг друга в Твиттере и это огромный ресурс для улучшения своей языковой компетенции. Одним словом, на дворе 21 век. А многие преподаватели все делают по-старому.
Для меня в преподавании вопрос «свобода – несвобода» встал не сразу. Но спустя некоторое время я поняла, что только свобода выбора и уважение к этому выбору может дать человеку ощущение , что для него нет ничего невозможного.
Эта тема широко обсуждалась не один раз в онлайн чатах с коллегами со всего мира и вот выводы, к которым мы пришли.
Самостоятельность в изучении языка убивает следующее:
Незаинтересованность преподавателя в чувствах студентов.
Преподаватель знает свое дело: есть план урока, подготовлены материалы и упражнения, но преподавателю сложно представить себя на месте любого из студентов и подумать, в каком месте может быть особенно трудно, в каком месте человек может зайти в тупик. В обучении взрослых преподавателю нужно быть очень деликатным, так как несмотря на высшее образование и высокое положение на работе, все мы очень уязвимы и ранимы. Любое неосторожное слово, недостаток внимания и понимания может привести к провалу.
Разжевывание материала.
Имея дело с людьми, я верю в их способности безоговорочно и на 100 процентов. В большинстве случаев студенты способны сами вывести правило из представленного ряда примеров. Люди почти всегда могут понять значение слова из контекста и из примеров. Нет нужды «кормить с ложечки». Если дать людям свободу мыслить, выражать свои мысли, то они всегда показывают превосходный результат.
Зацикленность на исправлении ошибок.
Мы все делаем ошибки. И преподаватели тоже. И когда говорим на родном языке, мы тоже делаем ошибки. Но это не мешает нам общаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но как легко отбить охоту что-то делать, все время прерывая речь своими поправками! Нет смысла исправлять каждую ошибку. Нужно подходить к этому вопросу системно – пытаться заставить людей самих увидеть повторяющиеся ошибки. Нужно непрестанно поощрять самоанализ и побольше хвалить за любую сказанную фразу.
Использование типовых механических упражнений.
«Заполните пропуски… Вставьте …» и так далее. Кто из нас не сталкивался с такими упражнениями? Я обычно даю такие задания домой. Все чаще я замечаю, что после того, как люди сами из примеров вывели для себя определнное правило, они могут это тренировать не в такого типа упраженяниях, а устно и творчески. И эффективность от этого никак не меньше. Часто я даю задания типа: придумать несколько предложений и намеренно сделать несколько ошибок в них. Задача другой команды как можно быстрее найти эти ошибки. В этом случае нам не нужны ни учебники, ни пособия. Все происходит живо, весело, эффективно.
Нежелание обучать стратегиям изучения языка.
Все люди разные и кто-то запоминает слова так, кто-то по-другому. В языке существует много нюансов и необходимо обучать стратегиям, которые помогают быть в итоге свободным. Например, при изучении новой грамматической конструкции я часто даю текст на чтение, в котором эта конструкция есть. Но я всегда при этом прошу анализировать все формы глаголов. Таким образом, мы повторяем изученное и подходим к новому. То же самое можно делать дома самому – выделять, анализировать, искать аналогии. Это только один пример. Существуют несколько техник запоминания слов - это может быть составление "карт" или использование словообразовательных моделей. На это обычно преподаватели не тратят время, а стоило бы, так как это для студентов залог успеха в самообучении и саморазвитии, в удержании накопленных знаний.
с точки зрения студента, изучавшего 2 иностранных языка в разных школах, изложенные здесь выводы мне очень импонируют. хотелось бы попробовать изучать язык так, а не по приевшимся учебникам и стандартным упражнениям....
ОтветитьУдалитьТатьяна, узнаю Вашу работу!!!
ОтветитьУдалитьВсе так и есть! Когда сам говоришь, что хочешь на заданную тему, ДУМАЕШЬ на заданную тему!
Если есть сильное желание узнать язык и ответственность за результат, то научишься.
Проблема бывает только в том, что можно научиться чему-то не правильному :))) И вот тут уже без хорошего преподавателя, который хорошо объяснит, приведет примеры, покажет контекст, и вовремя откорректирует не верно понятую грамматику, зависит очень многое.
Спасибо еще раз!
Не отрицаю вышесказанного, но дриллы и проверка домашнего задания на уроке - это тоже часть методики, причем немаловажная. Дрилл типа "сопоставьте","заполните пропуски" и "поставьте глагол в нужной форме" перед выведением новой грамматической конструкции в речь всегда хороший мостик от теории к практике. Всем нужно разное на осознание грамматического явления, и зачастую не все в группе могут сразу понять и употребить. Считаю, что минут 5-7 минут дрилла перед speaking никогда не лишние - дрилл восполняет какие-то пробелы, дает возможность обратить внимаение на детали, которые студенты могли и не заметить сначала;) Юля
ОтветитьУдалитьЮля, я пишу о том, что главное- не злоупотреблять:) конечно же дозированность таких заданий зависит от группы и преподавателя.
ОтветитьУдалить