пятница, 6 июля 2012 г.

Нет времени. Совсем.

"У меня нет времени! Что же мне делать?"
Этот вопрос мне задают постоянно мои взрослые ученики. И это понятно – ведь все мы работающие люди. А ведь хочется и с семьей побыть, и спортом позаниматься, и с друзьями встретиться. И все это важные аспекты жизни и отказаться от них невозможно. Однако в такой схеме английскому языку места нет. Его место  на уроках с преподавателем. Время на эти уроки вырвано с кровью и поэтому от этих занятий такой занятой ученик должен получить все. 
Я очень расстраиваюсь, когда вижу такую ситуацию. Но это расстраивается кто-то эмоциональный внутри меня, а умом я понимаю, что это нормально и что здесь передо мной стоит огромная задача – 
  • эффективное повторение, 
  • закрепление, 
  • презентация нового материала, 
  • коммуникативные игры. 

Все это должно уместиться в 90 минут урока. Я знаю, что бытует мнение, что без выполнения домашнего задания эффективность изучения языка значительно снижается. Многие преподаватели очень строго относятся к проверке домашнего задания. Совершенно согласна с этим мнением.  Именно выполнение домашнего задания дает эффект прокручивания в голове всего пройденного на уроке, отработки приобретенных навыков. 
Но я задалась вопросом: «А что если нет времени на выполнение домашнего задания?». Совсем. Даже если я буду обижаться, строго смотреть, расстраиваться, ругаться – это не поможет, дополнительного времени это не даст и, вероятнее всего, отобьет напрочь охоту что-то делать у моих студентов. И даже несмотря на это понимание, я все равно пока еще расстраиваюсь, когда мои ученики не делают домашнее задание. Стоит сказать, что в такой ситуации я бы рекомендовала только индивидуальные занятия, так как при работе в группе у преподавателя нет возможности повторять материала только с одним человеком. Все это существенно замедляет процесс изучения языка, но если нет другого выхода, то нужно искать в этом и положительное. 


Я для себя решила, что положительным моментом является то, что в этой ситуации мне открывается поле для творчества, умения найти такие задания и так строить уроки, чтобы закреплять материал было частью урока, а не частью выполнения заданного на дом, чтобы это стало увлекательным и интересным и давало хороший результат. Это требует сил и времени.
Первые мои наработки для таких серьезных случаев я приведу в описании моего урока с учеником, у которого катастрофическая нехватка времени.

Уровень Elementary
Категория Business English
Длительность 90 min

Мой студент - уважаемый человек и руководитель успешной компании, поэтому я обращаюсь к нему по имени отчеству – Сергей Юрьевич, далее я буду писать инициалы С.Ю.
Мы занимаемся с февраля месяца, бывают у нас и пропуски и перерывы.  Мы уже подходим к окончанию курса Elementary. Для занятий я выбрала учебник Business Focus, в котором упор делается на коммуникативные навыки. Мы многое выучили, освоили грамматику и лексику в соответствии с задачами в общении (предложить что-то сделать, попросить о помощи, извиниться).  Осталось нам совсем немного.

Цели урока:
  1. Научиться описывать свой офис.
  2. Выучить предлоги места.
  3. Выучить лексику для описания помещений.

Ход  урока:
1.       Этап повторения
Для повторения и закрепления я решила сделать сама игру. Игра включает в себя 3 аспекта – говорение, грамматика, лексика. Для этого я взяла простую форму для настольных игр и раскрасила клеточки игры в разные цвета. Каждый цвет обозначал тип задания: исправить ошибки, говорить в течение минуты на заданную тему, используя данное слово, говорить в течение минуты, используя данное слово  и грамматическое время Past Simple. На создание игры у меня ушло около 2 часов, так требовалось выбрать слова из нашего выученного словаря, которые вероятнее всего забылись. Играли мы около 30 минут, используя монетку для передвижения по полю игры. Карточки для исправления ошибок я придумала сама. Предложения на карточках содержали ошибки в грамматике, написании слов и лексике (использование предлогов времени).  В карточке я указывала количество ошибок. Таким образом, играя в эту игру, мы не только механически повторяли слова, мы включали их в речь, мы эффективно повторяли грамматику и вспоминали написание слов.



2.       Собственно урок
В оставшееся время мы занимались темой описания офиса. Для начала я попросила нарисовать план офиса и надписать метраж помещений, названия отделов, пометить лифты и лестницы. Далее я предложила заполнить следующую табличку:

There is / are
It is / They are
Routines
Responsibilities
Здесь мы тренируем контрукцию there is / there are для упоминания о помещении впервые.

There are two reception areas in my office.
Далее мы уточняем детали о помещении.

The one is on the first floor, the other is on the fifth floor.
They are not big.
Вспоминаем Present Simple для описания рутинных действий.

Two employees work at the reception. They receive calls there.
Вспоминаем, как говорить об обязанностях на работе, перефразируя или добавляя информацию к предыдущей колонке:

Receptionists are in charge of papers, water for cooler and visitors.

Заполнив таблицу, мы все это собираем в устное сообщение об офисе.

Далее я схематично изображаю значение предлогов места, С.Ю. копирует информации в тетрадь.
  1. On the left – on the right
  2. Between
  3. Above
  4. Below
  5. Next to
  6. Near
  7. Opposite
  8. Across
  9. Behind
  10. In front of

Теперь мы используем план офиса и рассказываем, что где находится, используя данные из таблицы и добавляя информацию с предлогами.
There is a conference room on the fifth floor. The conference room is opposite the Sales and Marketing department.

Время кончается и остается лишь закрепить предлоги – в учебнике мы смотрим на план офиса и теперь уже описываем его, используя выученные предлоги.



На этом урок кончается. Домашнее задание – описать свой офис письменно, таким образом, закрепляя все сказанное на уроке.

Я не уверена, что у С.Ю. хватит времени на это. Но у меня в рукаве есть еще пара фокусов для него. Мы справимся с этой задачей и перейдем на следующий уровень. 

Я в это верю. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий