среда, 3 апреля 2013 г.

Качественный скачок / The Compound Effect

Photo by Bahman Farzad here
Апрель радует меня не только отнюдь не весенними метелями и ярким солнышком, но и невероятными результатами, которые показывают мои ученицы спустя 4-5 месяцев занятий.
Я всегда верю в своих учеников, очень верю и не допускаю мысли, что у нас что-то не получится. В жизни, конечно, разное бывает. Но все же, вера творит чудеса. Когда я верю, когда я слежу за каждым взятым барьером, когда мои ученики стараются не пропускать занятия, когда они сами искренне заинтересованы и я в свою очередь очень болею за них, то в этом случае мы обречены на успех! Провалов быть не может.

Когда мы начинаем учить иностранный язык, мы должны помнить о том, что количество всегда переходит в качество и что изучение языка- поступательный процесс. Раз, два и в дамки не получится. Нужно прикладывать свои усилия. Нужно реально оценивать свои силы и понимать, что изучение языка - это не каторга и не соревнование. Не нужно идти на уроки с девизом "пришел, увидел, победил", потому что получится "пришел, увидел, убежал". Не нужно гнаться за кем-то. Это тяжело осознавать в группе, так как в любой группе есть более сильные ученики и кому-то тяжело на них равняться. Я считаю, что изучение языка должно доставлять удовольствие в первую очередь, поэтому нужно приходить и радоваться занятиям, своим успехам. Мы часто сравниваем себя с другими или говорим себе, что могли бы сделать что-то лучше. Очень редко я встречаю людей на занятиях, которые искренне себе говорят : "Я - молодец!". Нет, почти каждый ищет в себе изъяны и расстраивается по этому поводу. Все хорошее, что произошло на уроке забывается, уходит в тень, зато на первый план выходят недочеты - допущенные ошибки, забытые слова.
Я поделюсь с вами примером из моей жизни и расскажу о том, как я сама очень часто не могу верно оценить ситуацию. Я с очень давних пор, уже лет 15 веду дневник. Когда я была подростком, я туда писала всякие девчачьи глупости и доверяла дневнику тайны про первую любовь. Со временем я стала писать все реже. Писала только если на душе было плохо или я не знала, какое решение принять. Около 2 лет назад у меня в жизни был очень сложный период, начались проблемы со здоровьем. Выбиралась я из своей черной полосы довольно долго, хорошенько настрадавшись. События того времени влияют на меня до сих пор, меняют меня, заставляют идти дальше. Но в тот момент я помню, что у меня болело все. Просто организм пошел вразнос. До сих пор верю в чудо, так как без врачей и без лекарств я себя все-таки починила. Недавно переболела гриппом. И так долго болела, неприятно. И вот лежа на диване, закутавшись в одеяло, я предавалась унынию и жалела себя. Думала о том, какая я несчастная, больная и старая. Потом я достала свой дневник, в котором я писала о своих результатах и о своем самочувствии. И я просто не смогла найти слов. За год я прошла такой длинный путь. Я снова чувствую себя молоденькой лошадкой, которая скачет по лугам. И ничего у меня нигде не болит! Я вот к чему: если не записывать свои достижения, то потом очень трудно адекватно оценить то, что имеешь. 

Результаты есть всегда. Да, на каждом занятии мы достигаем чего-то небольшого. Маленькими шагами двигаемся вперед. Но потом количество переходит в качество, и все маленькие результаты превращаются в большой успех. Это в английском языке называется "the compound effect". И тут главное придерживаться системы и набраться терпения. В том числе и преподавателю. Бывает приходят такие мысли, что ничего не выходит, что ученики не хотят говорить, что допускают раз за разом грамматические ошибки. Но такие мысли надо гнать прочь. Это уныние, а уныние, как все знают, это грех.

На этой неделе меня очень радуют мои ученики. Ирина, начальный уровень, например, пропустив месяц занятий по болезни, пришла и говорила весь урок, хотя я лично ожидала, что будет очень трудно связать слова и вспомнить простейшие правила. Не знаю, кто больше удивился из нас двоих такому результату. 

А сегодня меня очень порадовала моя ученица Юля. У Юли я четко увидела качественный скачок (the compound effect).
Юля пришла ко мне с кашей в голове. Юля знала о существовании разных грамматических форм, но употреблять их она не умела. Все это отражалось и на ее уверенности в разговоре. Какая тут плавность речи, когда в ужасе пытаешься вспомнить have или are или что-то еще!

С Юлей мы занимаемся ровно полгода. У нас был перерыв больше месяца зимой, после новогодних каникул. Мы уделяли огромное внимание именно навыкам общения. Всю грамматику мы пропускали через ситуации общения, через свой личный опыт. Упражнения для отработки навыков я решила Юле не давать. Юля много писала, чтобы отрабатывать именно связность речи и правильно использовать грамматику. Но основная работа была с видео, с речевыми клише, творческие задания.
Так шаг за шагом мы шли вперед.

Сегодняшний урок показал, что мы выбрали верный путь. Так как мы преодолели барьер, о котором я писала здесь. Мы перешли от просто говорить к говорить правильно и плавно.

Делюсь с вами отчетом по нашему уроку.
Уровень Intermediate-Upper-Intermediate
Длительность 90 min
Форма занятия One 2 One

Фаза разогрева.
Так как на прошлом уроке мы начали проходить тему "Healthy Eating" , я решила начать со слов, которые мы выучили - слова, чтобы описывать еду.
Я попросила Юлю на листе бумаги в разных местах написать слова из этой категории.
Юля написала следующее:

  • bitter
  • sweet
  • bitter-sweet
  • plain
  • tasteless
  • rich
  • spicy
  • roast
  • boiled
  • fatty
  • tender
  • greasy

Я попросила Юлю выбрать 5 слов и написать с каждым из них  словосочетания.
Вот что у нас вышло:

  • sweet cheesecake, 
  • sweet sugar,
  • sweet potatoes,
  • bitter-sweet black chocolate,
  • bitter-sweet coffee,
  • rich food,
  • tasteless green tea without sugar,
  • tasteless rice,
  • tasteless watermelon,
  • spicy food,
  • spicy pepper,
  • spicy sauce.


Далее я попросила Юлю составить метафоры с этими словосочетаниями. О метафорах я писала здесь.
Юля написала следующее:

  • My last holiday was like a sweet cheesecake.
  • My lecturer's temper is like spicy pepper.
  • My thoughts are like bitter-sweet chocolate.
  • My studies are like a tasteless watermelon.
  • Relationships in our family are like rich food.


Далее я попросила Юлю объяснить мне каждую метафору. Это была прекрасная разговорная практика. С каждым новым предложением я просила Юлю использовать те или иные конструкции. Так мы повторили условные предложения и метафоры.

Пока мы в очередной раз уясняли для себя разницу использования 2 и 3 типа условных предложений, я вдруг придумала очень наглядную схему для Юли, которая ей, надеюсь, помогла. 
Юле очень тяжело дается разница между 2 и 3 типом. Умом понимает, а в речи - засада.
Основная часть урока

Далее я решила использовать задание, в котором соединены темы "Еда" и "Образование", над последней мы работали довольно долго. 
На одном из ресурсов я нашла диалог уровня Intermediate - Upper-Intermediate,  в котором обсуждалась идея введения в школьную программу уроков кулинарии. Я попросила Юлю во время прослушивания диалога записывать аргументы за и против, которые приводят участники дискуссии. Очень порадовало, что Юля очень хорошо стала понимать на слух и выделять для себя хорошие слова и выражения.
Далее я попросила Юлю сделать краткий обзор дискуссии (summary). Это мы учились делать, когда проходили тему "Образование". Мы вспомнили правила передачи содержания дискуссии и необходимые слова:
1. Используем времена Present Simple для глаголов think, believe, assume, suggest, suppose.
2. Используем Past Simple для глаголов say, tell.

Юля справилась с этим заданием на 100%. Она использовала много грамматических тем, таких как условные предложения 2 и 3 типа, Present Perfect for result, modals. Юля использовала много связующих слов и выражений. И все это было без остановок, плавно и так красиво, что я едва могла дышать от счастья. Вот тебе и the compound effect! 

Последним пунктом нашего плана была работа с видео.
Я подобрала чудесный мультик по теме "Здоровое питание и здоровый образ жизни". 

Я попросила Юлю отмечать по ходу просмотра фильма, что предпринимает главный герой для того, чтобы помочь своим друзьям сбросить вес. 



После просмотра видео мы обсудили все пункты и я попросила Юлю выделить самые главные вещи в борьбе с лишним весом. 

Здесь я подчеркнула, что из всего списка мы хотим акцентировать что-то одно или несколько. 
Для этого в английском языке можно использовать эмфатические конструкции. 
In order to lose weight one has to exercise a lot and have a healthy life style.

Я показала Юле, как трансформировать предложение и попросила ее привести свой пример. 
What is really important is that in order to lose weight one has to exercise a lot and have a healthy life style.
What is important if you want to lose weight is exercising a lot and having a healthy life style.

Дома Юля на основе видео составит более детальный список рекомендаций и выберет 5 самых важных. Дома Юля будет использовать эмфатическую конструкцию. 

На это мы закончили наше занятие. Получился очень насыщенный урок. А для меня он был еще и очень радостным, так как мы шагнули на новую ступень. 

Радуйтесь маленьким победам, так как они выльются в конечном итоге в большую победу!

Полная вдохновения,
ваша я.


Комментариев нет:

Отправить комментарий