Я стала забывать английский?
Насколько плавно и связно я говорю? Могу ли я без труда говорить на
разнообразные темы?
вопросы. Преподаватели
не исключение. Но я буду писать о себе. Я не знаю, как обстоят дела у моих
коллег, но вот она я, четко осознающая, что в речи не хватает прежней легкости,
слова не вертятся на кончике языка, идиомы никак не хотят вписываться в речь
естественным образом.
И надо что-то делать.
Вообще владение языком
предполагает постоянную работу над собой, оттачивание навыков, поддержание
уровня и преодоление лени в моем случае.
Я делаю довольно много для того,
чтобы уровень владения языком оставался высоким. Но все же в определенный
момент я поняла, что я где-то застряла. Застряла ,хоть и высоко, но все же
застряла и мне никак не сдвинуться. Нужен толчок.
И вот я решилась. Решилась на
занятия с носителем языка.
Мы договорились с преподавателем,
милой женщиной из Великобритании, о пробном уроке, на котором мы обсудим
организационные моменты и решим, как будут проходить занятия.
До занятия я решила сделать то,
что всегда прошу сделать своих учеников. Я ответила на следующие вопросы:
- Чего я ожидаю от этого курса?
- Что мне нужно от этих занятий?
- Что я готова делать во время курса, чем готова поступиться ради этих занятий?
Это удивительно, как прописывание
ответов помогает лучше сформулировать свои цели, понять, в чем заключается
проблема. Мощный инструмент. Главное – не быть поверхностным, не писать общие
фразы, шаблоны. Нужно максимально углубиться в себя, в свои потребности.
Я исписала целый лист. Многое
вычеркнула. И увидела свое самое слабое место. Соответственно, я смогла
сформулировать цель моих занятий.
Я нахожусь на таком уровне владения
языка, когда исправления не особо нужны. То есть я говорю грамотно, плавно, быстро.
Я могу выражать свои мысли без проблем. Когда я разговариваю с носителем языка,
у меня не возникает проблем, более того, когда я прошу подправить меня, я вижу
удивление: «А что нужно подправлять?». То есть моих знаний хватает на многое.
Возможно, большего и не надо. Но мне очень хочется. Я слышу, как говорят мои зарубежные
коллеги. И знаю, что мне есть куда расти.
Я много читаю. Я читаю новости. Я
читаю книги. Я слушаю радио, подкасты. Смотрю фильмы, выступления, интервью.
Читаю журналы. И из всего этого разнообразия мой лингвистически натренированный
ум выделяет огромное количество выражений, клише, словосочетаний, идиом. Мне
хочется их все запомнить и использовать. Я аккуратно веду записи и возвращаюсь
к своим заметкам, но вот в чем проблема – это не помогает мне легко включать
выученное в речь. Такая вот проблема. Знаю очень много, но не могу использовать
в разговоре.
Мои прописанные ответы на эти
вопросы помогли мне увидеть отсутствие системы в изучении языка, а также недостаток
организованности.
Мне кажется, такая работа, такой
вот глубокий анализ – это залог успеха. Это помогает сохранять мотивацию.
Мне также очень приятно побыть в
роли ученика, понаблюдать за работой старшей коллеги. Это бесценный опыт.
Мое первое пробное занятие
принесло мне массу мыслей и новых выражений.
Занятие проходило по скайпу. Я
вооружилась блокнотом и ручкой, но в итоге так к ним и не притронулась. Хвала
айпаду! Всем изучающим язык рекомендую приложение SuperNote – оно просто
создано для нас, учеников и студентов. Удобный интерфейс, возможность делать
пометки и записывать занятие на диктофон одновременно. Я решила записывать все
наши занятия, чтобы потом возвращаться к записи, анализировать свою речь,
ошибки, а также анализировать речь преподавателя, отмечать какие-то интересные
выражения и словосочетания. Регулярные
записи помогут потом оценить собственный прогресс.
Еще я бы очень хотела написать о
ретроспективе. Я заметила, что в нашем мире, современном мире происходит
перенасыщение информацией. Люди привыкли каждый день что-то узнавать,
запоминать, больше, больше, больше. Когда я просматриваю новостную ленту, я
порой поражаюсь, как мы все это выдерживаем. Срабатывает ли у нас какой-то
защитный механизм? В своей ленте я вижу советы по хозяйству, например, как
быстро очистить ковер от пятен или микроволновку от грязи; вижу рецепты
интересных блюд; в этой же ленте – грамматический материал по артиклям в
английском языке; выше – подборку интересных фактов о Британии; ой, а вот еще
советы по похуданию и здоровью; и ВСЁ это сыпется и сыпется без конца. Я уже и
не читаю. Не запоминаю. А то ведь и правда взорвется мозг.
Мне кажется, в связи с этим у нас
меняется представление о природе информации, о том, как она усваивается. Мы
хотим нового, интересного. И мы не оглядываемся назад. Что я запомнил за этот
день? Неделю? Месяц? Что я действительно могу использовать из того, что
прочитал, посмотрел, прослушал? Такие вот вопросы. Для меня лично очень важные.
Многие приходят ко мне и
спрашивают, сколько слов нужно учить в день. И на первых порах все хотят
побольше. Спрашивают методики и техники, как расширить словарный запас.
Побыстрее. Ну уж если хочется, разве я
могу запретить? Вопрос в другом. Как раз в этой самой ретроспективе. Пройдет 3
месяца – что ты сможешь использовать в речи?
То же самое о самих занятиях. Я
считаю, что нужно обязательно возвращаться к своим записям в тетради. Нужно
писать отчеты об уроках. Перечитывать их. Очень жаль, что даже мои студенты это
делают очень редко.
На нашем занятии с преподавателем
из Великобритании мы обсудили этот вопрос, и я предложила в качестве домашнего
задания вести дневник занятий. Помимо аудиозаписей самих уроков. Помимо заметок,
сделанных на уроках.
Также мы договорились о том, что
я сама решаю, на какую тему нам говорить, предварительно присылая ссылки на
интересные мне видео или статьи, а также список интересующих меня вопросов.
Так что объявляю борьбу своей лени
и неорганизованности и иду вперед к светлому будущему!
Кстати, интересный был момент.
Сегодня весь день Вселенная сопротивлялась. Знаете, такое порой бывает, когда
принимаешь какое-то решение. У меня начал барахлить компьютер. Тормозил
страшно. Потом что-то случилось с камерой. Затем отключился интернет. Но ко времени урока все наладилось как-то. У
вас такое случалось?
Ну и, конечно, я хочу поделиться
кое-чем с самого урока.
Весь урок представлял собой
своеобразные переговоры, на которых мы вместе принимали решения, как нам
учиться. Как строить курс, как быть с домашним заданием. И так далее.
Мы делились своими идеями и предложениями,
потом обсуждали их и принимали решение.
Вот какие фразы использовала моя
учительница во время урока:
- Does that sound good to you?
- Are you happy with that?
- Does it work for you?
- Shall we do that?
Мы также обсудили наши отпуска. Я
уезжаю в начале сентября, а она – в конце.
Выпадает целый месяц
занятий. = «The whole month goes».
Когда мы говорили о датах занятий
и решали, в какие дни заниматься, я заметила следующее:
Например, когда мы говорим о
неделе, мы говорим «неделя с 5 августа и по 11 августа».
Она использовала следующую фразу: «Week commencing the 5th of August».
На этом я прощаюсь с вами до
следующего отчета.
Желаю вам хорошей и плодотворной
рабочей недели!
Комментариев нет:
Отправить комментарий