понедельник, 5 августа 2013 г.

Я - ученица.

Я стала забывать английский? Насколько плавно и связно я говорю? Могу ли я без труда говорить на разнообразные темы? 

Я думаю, что многие из тех, кто достиг высокого уровня владения языком, задают себе подобные
вопросы. Преподаватели не исключение. Но я буду писать о себе. Я не знаю, как обстоят дела у моих коллег, но вот она я, четко осознающая, что в речи не хватает прежней легкости, слова не вертятся на кончике языка, идиомы никак не хотят вписываться в речь естественным образом.
И надо что-то делать.

Вообще владение языком предполагает постоянную работу над собой, оттачивание навыков, поддержание уровня и преодоление лени в моем случае.
Я делаю довольно много для того, чтобы уровень владения языком оставался высоким. Но все же в определенный момент я поняла, что я где-то застряла. Застряла ,хоть и высоко, но все же застряла и мне никак не сдвинуться. Нужен толчок.

И вот я решилась. Решилась на занятия с носителем языка.  

Мы договорились с преподавателем, милой женщиной из Великобритании, о пробном уроке, на котором мы обсудим организационные моменты и решим, как будут проходить занятия.

До занятия я решила сделать то, что всегда прошу сделать своих учеников. Я ответила на следующие вопросы:
  • Чего я ожидаю от этого курса?
  • Что мне нужно от этих занятий?
  • Что я готова делать во время курса, чем готова поступиться ради этих занятий?

Это удивительно, как прописывание ответов помогает лучше сформулировать свои цели, понять, в чем заключается проблема. Мощный инструмент. Главное – не быть поверхностным, не писать общие фразы, шаблоны. Нужно максимально углубиться в себя, в свои потребности.
Я исписала целый лист. Многое вычеркнула. И увидела свое самое слабое место. Соответственно, я смогла сформулировать цель моих занятий.
Я нахожусь на таком уровне владения языка, когда исправления не особо нужны. То есть я говорю грамотно, плавно, быстро. Я могу выражать свои мысли без проблем. Когда я разговариваю с носителем языка, у меня не возникает проблем, более того, когда я прошу подправить меня, я вижу удивление: «А что нужно подправлять?». То есть моих знаний хватает на многое. Возможно, большего и не надо. Но мне очень хочется. Я слышу, как говорят мои зарубежные коллеги. И знаю, что мне есть куда расти.

Я много читаю. Я читаю новости. Я читаю книги. Я слушаю радио, подкасты. Смотрю фильмы, выступления, интервью. Читаю журналы. И из всего этого разнообразия мой лингвистически натренированный ум выделяет огромное количество выражений, клише, словосочетаний, идиом. Мне хочется их все запомнить и использовать. Я аккуратно веду записи и возвращаюсь к своим заметкам, но вот в чем проблема – это не помогает мне легко включать выученное в речь. Такая вот проблема. Знаю очень много, но не могу использовать в разговоре.

Мои прописанные ответы на эти вопросы помогли мне увидеть отсутствие системы в изучении языка, а также недостаток организованности.
Мне кажется, такая работа, такой вот глубокий анализ – это залог успеха. Это помогает сохранять мотивацию.

Мне также очень приятно побыть в роли ученика, понаблюдать за работой старшей коллеги. Это бесценный опыт.

Мое первое пробное занятие принесло мне массу мыслей и новых выражений.
Занятие проходило по скайпу. Я вооружилась блокнотом и ручкой, но в итоге так к ним и не притронулась. Хвала айпаду! Всем изучающим язык рекомендую приложение SuperNote – оно просто создано для нас, учеников и студентов. Удобный интерфейс, возможность делать пометки и записывать занятие на диктофон одновременно. Я решила записывать все наши занятия, чтобы потом возвращаться к записи, анализировать свою речь, ошибки, а также анализировать речь преподавателя, отмечать какие-то интересные выражения и словосочетания.  Регулярные записи помогут потом оценить собственный прогресс.

Еще я бы очень хотела написать о ретроспективе. Я заметила, что в нашем мире, современном мире происходит перенасыщение информацией. Люди привыкли каждый день что-то узнавать, запоминать, больше, больше, больше. Когда я просматриваю новостную ленту, я порой поражаюсь, как мы все это выдерживаем. Срабатывает ли у нас какой-то защитный механизм? В своей ленте я вижу советы по хозяйству, например, как быстро очистить ковер от пятен или микроволновку от грязи; вижу рецепты интересных блюд; в этой же ленте – грамматический материал по артиклям в английском языке; выше – подборку интересных фактов о Британии; ой, а вот еще советы по похуданию и здоровью; и ВСЁ это сыпется и сыпется без конца. Я уже и не читаю. Не запоминаю. А то ведь и правда взорвется мозг.
Мне кажется, в связи с этим у нас меняется представление о природе информации, о том, как она усваивается. Мы хотим нового, интересного. И мы не оглядываемся назад. Что я запомнил за этот день? Неделю? Месяц? Что я действительно могу использовать из того, что прочитал, посмотрел, прослушал? Такие вот вопросы. Для меня лично очень важные.
Многие приходят ко мне и спрашивают, сколько слов нужно учить в день. И на первых порах все хотят побольше. Спрашивают методики и техники, как расширить словарный запас. Побыстрее.  Ну уж если хочется, разве я могу запретить? Вопрос в другом. Как раз в этой самой ретроспективе. Пройдет 3 месяца – что ты сможешь использовать в речи? 
То же самое о самих занятиях. Я считаю, что нужно обязательно возвращаться к своим записям в тетради. Нужно писать отчеты об уроках. Перечитывать их. Очень жаль, что даже мои студенты это делают очень редко.

На нашем занятии с преподавателем из Великобритании мы обсудили этот вопрос, и я предложила в качестве домашнего задания вести дневник занятий. Помимо аудиозаписей самих уроков. Помимо заметок, сделанных на уроках.
Также мы договорились о том, что я сама решаю, на какую тему нам говорить, предварительно присылая ссылки на интересные мне видео или статьи, а также список интересующих меня вопросов.
Так что объявляю борьбу своей лени и неорганизованности и иду вперед к светлому будущему!

Кстати, интересный был момент. Сегодня весь день Вселенная сопротивлялась. Знаете, такое порой бывает, когда принимаешь какое-то решение. У меня начал барахлить компьютер. Тормозил страшно. Потом что-то случилось с камерой. Затем отключился интернет.  Но ко времени урока все наладилось как-то. У вас такое случалось?

Ну и, конечно, я хочу поделиться кое-чем с самого урока.
Весь урок представлял собой своеобразные переговоры, на которых мы вместе принимали решения, как нам учиться. Как строить курс, как быть с домашним заданием. И так далее.
Мы делились своими идеями и предложениями, потом обсуждали их и принимали решение.
Вот какие фразы использовала моя учительница во время урока:
  • Does that sound good to you?
  • Are you happy with that?
  • Does it work for you?
  • Shall we do that?

Мы также обсудили наши отпуска. Я уезжаю в начале сентября, а она – в конце.
Выпадает целый месяц занятий.  = «The whole month goes».
Когда мы говорили о датах занятий и решали, в какие дни заниматься, я заметила следующее:
Например, когда мы говорим о неделе, мы говорим «неделя с 5 августа и по 11 августа».
Она использовала следующую фразу: «Week commencing the 5th of August».

На этом я прощаюсь с вами до следующего отчета.
Желаю вам хорошей и плодотворной рабочей недели!


Комментариев нет:

Отправить комментарий