вторник, 6 декабря 2011 г.

В свободном падении


Иногда нужно просто сделать шаг в никуда: под ногами пустота, глаза закрыты, на лице ветер… Упасть, расправить крылья и полететь. Просто верить, что полетишь, просто лететь.
Так иногда я думаю, о том, что делаю. Вижу это шире, чем просто преподавать.
Вообще, в преподавании для меня столько тайн и загадок. Это и многие теоретические вопросы, и практическая сторона, и глубина межличностных отношений. Последнее заставляет меня все время возвращаться к тому, что вокруг меня удивительные, неповторимые, прекрасные глаза, такие любопытные, иногда печальные, сердитые, сопереживающие, уставшие, радостные. Хочется, чтобы были всегда радостные.
Для меня, как и для моих студентов, каждый шаг – это трудно, страшно и тяжело. Это сомнения и боль, обида, разочарование. 
Но несмотря на это, я иду вперед, не возвращаюсь назад и расту. Для этого нужна смелость, но смелость особенная – смелость, отвага отпустить ситуацию,  не пытаться взять все под контроль, позволить себе ошибаться, смелость показать слабость, слезы огорчения и радости.

Недавно мне пришлось сделать один из таких тяжелых и очень пугающих шагов. Речь идет об уроrе в стиле Dogme. Об этой методике преподавания говорят сейчас преподаватели по всему миру. Зародилась она достаточно давно в рамках коммуникативного подхода и опирается на то, что язык – это окружающая реальность, личная способность выражать мысли, а следовательно, никакие опосредованные инструменты в изучении языка не нужны. Язык  по своей природе очень гибок, поэтому загнанный в рамки учебников и адаптированных аудиозаписей становится неестественным. Как персики из Испании в середине января. Вроде бы и персики, но что-то в них не то. Методика Dogme предполагает максимальное взаимодействие студентов между собой: они слушают речь своих товарищей, предлагают темы для обсуждения, вычленяют в своей речи грамматические конструкции. Студенты являются движущей силой, они принимают решения, своими высказываниями подталкивают преподавателя давать нужную лексику, и грамматику.
Одним словом, преподавателю нужно оттолкнуться и полететь в неизведанный урок, построенный по методике Dogme.
Я много читала и очень хотела провести такое занятие, но очень боялась. Ведь такой урок означает, что преподаватель отдает бразды правления в руки студентов, но при этом наблюдает, подправляет, направляет тихий и незаметный, как серый кардинал.
И вот недавно жизнь сама заставила меня провести урок по методике Dogme. Так получилось, что я сохранила все материалы к уроку – презентацию, практические упражнения и видео ролик на свой нетбук. Все было проверено и перепроверено, но вот зарядное устройство осталось лежать дома… Нетбук проголодался, а покормить мне его было, увы, нечем. Осознала я это минут за 15 до начала занятия, когда пришла и стала доставать свои вещи. И вот я таращусь в свой разрядившийся нетбук, с ужасом понимаю, что 135 минут мне абсолютно нечем подкрепить – ни материалов, ни записей… От учебника мы коллективно отказались давно. Учебника тоже нет.
Я осознала, что мне придется провести урок по методике Dogme и нужно за 15 минут набросать хотя бы план  разговорных тем – «пробных шаров». Мне повезло, что у меня в папке были распечатаны несколько детских рисунков (уже и не помню зачем и с какой целью я их печатала).  Я даже вышла в коридор и позвонила мужу, сказав, что можно уже и увольнение с работы праздновать, так как была уверена в провальности самой затеи.
Но вариантов у меня все равно не было. И в кабинете меня ждали пытливые, любопытные  и такие уже родные глаза:)
Как прошел наш урок? Мы начали с того, что обсуждали плохие дни. Я спросила у группы о самых ужасных днях в их жизни. Говоря об этом, мы выучили 2 идиомы и научились их употреблять в речи совершенно естественно. Мы обменялись опытом и я поняла, что мой разрядившийся нетбук это мелочь жизни по сравнению с историями моих студентов! И так, мы настроились на позитивную волну, при этом в течение минут 20 мы говорили на английском. Затем наш разговор перешел на мечты. Кто о чем мечтает? Мы разбились на пары и рассказали о наших мечтах. Затем мы обсудили мечты и выбрали самую самую. Это заняло у нас снова минут 20 или 25. Так незаметно мы подошли к вопросу о сбывшихся мечтах, мы сменили партнеров в парах и рассказывали о самом приятном, о сбывшемся. Затем как-то перешли к вопросу наших детских мечтаний. И снова смена партнеров и рассказ о детских мечтах. 
Затем мы использовали 3 рисунка, которые оказались у меня под рукой. Здесь мы разгулялись! 
Мы снова сменили партнеров и описывали картинки, делали предположения об авторе рисунка, я все время подбавляла жару, спрашивая наводящие вопросы (используя технику ведения разговора Inquiry Teaching). Мы стали думать, о чем думали дети, когда рисовали рисунки, о чем они мечтали и почему… Трудно поверить, но более 2 часов пролетели незаметно и все очень удивились, когда занятие окончилось. Я все еще в душе дрожа, спросила моих замечательных девочек: «Ну как вам такой урок?». «Нам понравилось!» - ответили они и все мы пошли домой, очень воодушевленные своими успехами: я – тем, что посмотрела на этого страшного зверя Dogme и не испугалась, девочки – тем, что более 2 часов без перерыва они говорили на английском. Было много смеха, шуток и радости.

Преподавание – это обоюдный процесс.

Давайте летать вместе!

1 комментарий:

  1. Марина Горбатенко22 августа 2013 г. в 01:32

    Читаю с огромным удовольствием описание Ваших уроков! И как коллега (преподаватель немецкого), и как потенциальный ученик по английскому! Я далека от такого фундаментального изучения современных преподавательских методик, но что-то рождается интуитивно в процессе урока, приходит с опытом... Так что знаю, что разнообразие методов РАБОТАЕТ! Удачи Вам и Вашим ученикам! им просто повезло))

    ОтветитьУдалить