Иногда нужно просто сделать шаг в никуда: под ногами пустота, глаза закрыты, на лице ветер… Упасть, расправить крылья и полететь. Просто верить, что полетишь, просто лететь.
Так иногда я думаю, о том, что делаю. Вижу это шире, чем просто преподавать.
Вообще, в преподавании для меня столько тайн и загадок. Это и многие теоретические вопросы, и практическая сторона, и глубина межличностных отношений. Последнее заставляет меня все время возвращаться к тому, что вокруг меня удивительные, неповторимые, прекрасные глаза, такие любопытные, иногда печальные, сердитые, сопереживающие, уставшие, радостные. Хочется, чтобы были всегда радостные.
Для меня, как и для моих студентов, каждый шаг – это трудно, страшно и тяжело. Это сомнения и боль, обида, разочарование.

Недавно мне пришлось сделать один из таких тяжелых и очень пугающих шагов. Речь идет об уроrе в стиле Dogme. Об этой методике преподавания говорят сейчас преподаватели по всему миру. Зародилась она достаточно давно в рамках коммуникативного подхода и опирается на то, что язык – это окружающая реальность, личная способность выражать мысли, а следовательно, никакие опосредованные инструменты в изучении языка не нужны. Язык по своей природе очень гибок, поэтому загнанный в рамки учебников и адаптированных аудиозаписей становится неестественным. Как персики из Испании в середине января. Вроде бы и персики, но что-то в них не то. Методика Dogme предполагает максимальное взаимодействие студентов между собой: они слушают речь своих товарищей, предлагают темы для обсуждения, вычленяют в своей речи грамматические конструкции. Студенты являются движущей силой, они принимают решения, своими высказываниями подталкивают преподавателя давать нужную лексику, и грамматику.
Одним словом, преподавателю нужно оттолкнуться и полететь в неизведанный урок, построенный по методике Dogme.

И вот недавно жизнь сама заставила меня провести урок по методике Dogme. Так получилось, что я сохранила все материалы к уроку – презентацию, практические упражнения и видео ролик на свой нетбук. Все было проверено и перепроверено, но вот зарядное устройство осталось лежать дома… Нетбук проголодался, а покормить мне его было, увы, нечем. Осознала я это минут за 15 до начала занятия, когда пришла и стала доставать свои вещи. И вот я таращусь в свой разрядившийся нетбук, с ужасом понимаю, что 135 минут мне абсолютно нечем подкрепить – ни материалов, ни записей… От учебника мы коллективно отказались давно. Учебника тоже нет.

Но вариантов у меня все равно не было. И в кабинете меня ждали пытливые, любопытные и такие уже родные глаза:)
Как прошел наш урок? Мы начали с того, что обсуждали плохие дни. Я спросила у группы о самых ужасных днях в их жизни. Говоря об этом, мы выучили 2 идиомы и научились их употреблять в речи совершенно естественно. Мы обменялись опытом и я поняла, что мой разрядившийся нетбук это мелочь жизни по сравнению с историями моих студентов! И так, мы настроились на позитивную волну, при этом в течение минут 20 мы говорили на английском. Затем наш разговор перешел на мечты. Кто о чем мечтает? Мы разбились на пары и рассказали о наших мечтах. Затем мы обсудили мечты и выбрали самую самую. Это заняло у нас снова минут 20 или 25. Так незаметно мы подошли к вопросу о сбывшихся мечтах, мы сменили партнеров в парах и рассказывали о самом приятном, о сбывшемся. Затем как-то перешли к вопросу наших детских мечтаний. И снова смена партнеров и рассказ о детских мечтах.
Затем мы использовали 3 рисунка, которые оказались у меня под рукой. Здесь мы разгулялись!

Преподавание – это обоюдный процесс.
Давайте летать вместе!
Читаю с огромным удовольствием описание Ваших уроков! И как коллега (преподаватель немецкого), и как потенциальный ученик по английскому! Я далека от такого фундаментального изучения современных преподавательских методик, но что-то рождается интуитивно в процессе урока, приходит с опытом... Так что знаю, что разнообразие методов РАБОТАЕТ! Удачи Вам и Вашим ученикам! им просто повезло))
ОтветитьУдалить