понедельник, 9 июля 2012 г.

Я вижу тебя.



Начинающие преподаватели прекрасно знают, каким спасительным кажется учебник, как четко расписаны там главы и как четко представлены необходимые каждому уровню темы.  Кажется, что учебник – это панацея от всех проблем. Спустя какое-то время преподаватели приходят к мысли, что учебник не может учитывать все разнообразие целей и потребностей учащихся. И однажды преподаватель понимает, что пора оторваться от стройной системы учебника и попытаться поставить в центр своей деятельности не итоговый экзамен, не вычитанное количество часов, а цели, озвученные студентами. Это сложный шаг, требующий огромных усилий. Для меня этот перелом произошел около года назад. Я бы сказала, что это качественный скачок вверх, так как подобный подход предполагает иную подготовку, планирование, общение со студентами и иные цели.

В теории преподавании такой подход носит название Student Centred / Focused Approach.
  • В центре – потребности студентов.
  • В центре – личный опыт учащихся.

Рекомендации для применения на практике:
  • Спрашивать о потребностях студентов постоянно.
  • До презентации материала спрашивать наводящие вопросы: «Как вы думаете, что нужно. Чтобы …», «В этой ситуации что бы вы сказали?»  и так далее.
  • Проецировать материал на личный опыт студентов.


Наглядности ради я предлагаю вам описание одного из последних уроков с девочками-студентками, которые готовятся к сдаче экзамена IELTS.



Когда я только начинала этот курс, я думала о том, какой учебник брать и как эффективно давать материал. Выбор литературы по подготовке к этому экзамену огромен, но я для себя выделила следующие книги:
  • Vocabulary IELTS
  • Step up to IELTS
  • IELTS Speaking
  • IELTS Australia Network

Я выбрала эти материалы лишь для того. Чтобы создать своеобразные рамки при подготовке уроков и материала.
Мы занимались весной с девочками, затем у нас был очень долгий перерыв в два месяца и вот на прошлой неделе мы встретились вновь. Я решила, что пора передавать ответственность за обучение девочек им самим, так как я не могу сделать основную часть работы за них и мотивировать их я тоже не могу на это.
Уровень Intermediate+
Категория English for IELTS
Форма занятия individual class
Длительность 90 min
Весь урок ведется на английском языке.

Этап разогрева:
Недавно я гуляла по книжному магазину, выбирая себе книжку на английском, чтобы на досуге почитать. На кассе мне вручили две яркие и красивые брошюры для тех, кто готовится к сдаче IELTS.  Я, как сорока, люблю все яркое, влюбилась в них с первого взгляда и уже тогда родилась идея, как я проведу урок.
Мы начали урок со стандартного приветствия и обмена новостями. Это было частью этикета. 
Далее я спросила:
Как вы думаете, какие последствия длительного перерыва мы можем наблюдать сейчас в вашей речи?
Так я заставила их вспомнить модальный глагол can, be able to. И прошедшее время. И конструкцию used to.
Это заняло у нас минут 10 или 15.

Собственно урок:
Далее я обратилась к красивым брошюркам, и мы начали обсуждать каждую часть экзамена
  • Сколько времени отводится
  • Сколько частей
  • Ваши собственные рекомендации – здесь стоит сказать, что я заставила своих студенток думать самостоятельно. Что им нужно делать, чтобы успешно сдать экзамен. Эти идеи мы записали в тетрадь. Я помогала лишь в том, что подсказывала ресурсы для той или иной деятельности.  Таким образом, мы пришли к списку, который стал нашим планом на время подготовки.

Что получилось:
  • Visit news websites (BBC, CNN).
  • Visit online magazines (Cosmopolitan and others).
  • Organize vocabulary by topics, idioms, clichés.
  • Listen to podcasts (China 232, British Council).
  • Readers for Upper-Intermediate .
  • Wordfriends and spidergrams, check on Wordnik.com.
  • Voice recordings.
  • Blogging at SunStudents.

И все эти идеи шли не от меня. Как от учителя, а от девочек, как от ответственных и умных людей. Они были в центре беседы.
Все это заняло у нас около 40 минут.

Далее мы посмотрели видео, которое иллюстрирует владение языком на уровне Intermediate+.
  • Уровень Intermediate.
  • Экзамен FCE.
  • Участники - экзаменатор и студенты из Швейцарии и Бразилии.

Мы снова вспомнили критерии хороших устных ответов на экзамене, и в целом,  критерии речи на высоком уровне
.
Далее я попросила девочек проанализировать речь на видео согласно вышеупомянутым критериям.
Затем, мы представили себя на месте человека, сдающего экзамен, и тоже попытались ответить на вопрос экзаменатора.
Where do you live? What do you like about living in your country / city?
Это заняло у нас около 30 минут.

Время урока подошло к концу, и мы уставшие и довольные собой договорились, что домашним заданием будет написать о своих чувствах, эмоциях, мыслях в блоге SunStudents.


Я считаю, что в моей практике это был один из лучших уроков, так как абсолютно вся информация шла не от меня, а от девочек. Как результат повторения, выводов и анализа.

Этот подход мне очень нравится. Это очень трудно, но оно того стоит. Несомненно.
Проводя такие уроки, преподаватель  как бы говорит своему ученику: «Я тебя вижу. Я вижу твои потребности, я вижу твои желания, вижу твои страхи, и я рядом, чтобы быть рядом на всем пути, но этот путь ты пройдешь сам».

И да, я вижу всех моих студентов и с ними всем своим сердцем.




Комментариев нет:

Отправить комментарий