пятница, 10 февраля 2012 г.

Невозможное возможно!


Заговорить на английском через неделю? Невозможно? Возможно – вот мой ответ.

В моей практике я сталкиваюсь почти у каждого с одной проблемой – страхом говорить. С точки зрения лингвистики процесс говорения действительно является самым сложным: в одно и то же время задействованы знание лексики, знание грамматики, навыки аудирования. Однако, со всем этим можно справиться и люди справляются на ура, а только все равно не говорят. Многие доходят до уверенного среднего уровня и все равно не говорят, обладая при этом высокой языковой компетенцией. И тут я задумалась над тем, что причина, возможно, не в трудности процесса говорения, а в чем-то другом.

Для начала, я хочу рассказать о целях,  которые ставят себе мои студенты. В моей практике 90% людей ставят своей целью научиться говорить. Люди приходят и хотят быть уверенными в результате. Чаще всего происходит какая-то странная подмена понятий, причем происходит настолько незаметно, что люди и сами начинают в это верить и смена методики становится весьма болезненной. Чаще всего изучающие язык сталкиваются с подменой навыка говорения на смежные с ним. В этом есть рациональное зерно, ведь на факультете лингвистики все преподаватели четко усвоили виды речевой деятельности – умение читать, писать, понимать услышанное и говорить. Все эти виды речевой деятельности взаимосвязаны, но не разделены, как чаще всего я это вижу в  современном преподавании в России.
Таким образом, цель научиться говорить подменяется целью освоить виды речевой деятельности. Почему так случается? Я вижу проблему в том, что многие преподаватели верят в то, что хорошие навыки в чтении, письме и знание грамматики автоматически обеспечивают высокий уровень разговорной речи. К сожалению, это не так. Основатель лексического подхода в преподавании языка Майкл Льюис говорит о том, что «между знанием грамматики и умением говорить нет прямой связи». Значит, связь весьма опосредованная и вывод о том, что хорошая грамматика обеспечит высокий уровень разговорной речи, весьма далек от действительности.
Почти каждый день я сталкиваюсь с жертвами такой подмены понятий и для них наступает тяжелый период, когда нужно увидеть истинную цель, а не подмену.
Моя любимая подруга как-то назвала это состояние «зацикленность на уровнях». Она имела в виду, что приступая к каждому последующему уровню, люди обещают себе «Вот я закончу уровень и как заговорю!» Но чаще всего этого не происходит.
Я прекрасно осознаю, что противников моей точки зрения очень много, но я и не претендую на правоту в полной мере. Я просто пишу о том, что вижу и о том, с чем сталкиваюсь.
За время своей работы я получила много отзывов и в каждом из них люди акцентировали внимание на практике разговора. Я бы сказала, что это мой конек. Об этом и пишу.
Я очень увлеченный преподаватель и горю тем, что делаю . Я читаю статьи о преподавании и участвую как в вебинарах, так и в еженедельных чатах в Twitter и facebook , где обсуждаются вопросы методик, проблемы различного плана в преподавании, новые ресурсы, новые технологии и приложения в образовании. Свои выводы я сделала на основании этих меропирятий и опыте, как на своем, так и на опыте преподавателей со всего мира.




Что мешает развитию разговорных навыков:

Неоправданное излишнее ипользование учебника.
Здесь я не говорю о том, что использовать учебник плохо. Здесь я имею в виду, что использование только учебника губительно для развития речи. Учебники пишутся людьми. Каждый автор видит жизнь и язык по-своему. Можно ли говорить, что пройденный учебник обеспечивает знание языка? Нет. Язык, как и жизнь, бесконечен, многогранен и его невозможно загнать в рамки учебников. Часто преподаватели заменяют один юнит учебника юнитом из другого учебника или готовят раздаточные материалы. Все слепо верят, что это поможет освоить язык. В определенной степенида. Я соглашусь с основателем подхода Dogme Люком Меддингом, который говорит, что у каждого человека яркая, полная событиями жизнь и каждый имеет определенную точку зрения в любом вопросе. Почему не обсуждать это? Почему нужно цепляться за учебник, словно он - истина в последней инстанции и панацея от всех бед? Чем больше преподаватель ориентируется на учебник, тем менее подготовленными будут люди в реальной жизни.

Механические упражнения.
Сейчас существует огромное количество таких упражнений и даже сборников. Если собрать все существующие, получится библиотека имени Ленина. В сборниках такого типа даны предложения, чаще всего без широкого контекста (ситуации, места, времени, участников разговора). Такие упражнения можно использовать, но не перегибать палку и ни в коем случае не думать, что если вы проделаете 100 упражнений, ваши способности в разговоре заметно улучшатся. Это самообман. Куда лучше сделать 3 упражнения. Затем включить эти упражнения в свой контекст – написать историю, рассказать ее другу, испольузя полученные навыки.

Психологические особенности.
Этот пункт самый сложный.  Совершенно неоспоримо, что язык и психология тесно связаны. Иногда люди сталкиваются с блоками в отношении порождения речи. Они прекрасно знают грамматику, читают, пишут, слушают. Но говорить – не могут. Иногда это является результатом подмены понятий, о чем я писала выше. Но случается, что человек ранее столкнулся с чем-то неприятным, возможно, жесткой критикой в свой адрес, и после этого укрепился во мнении, что говорить неспособен. Подобные ситуации легко диагностировать: люди во время практики разговора совершают нервные движения – сжимают кулаки, теребят волосы, сжимают руки, теребят одежду, избегают зрительного контакта. Я сама иногда тереблю подол платья, но тут я говорю о чрезмерных, явно выделяющихся движениях. На лицо – стресс. Из стресса надо плавно себя выводить. В этом случае очень важна поддержка преподавателя, коллег и родных.
Я советую для выхода из стресса провести следующую работу над собой:
Разделить лист бумаги пополам и написать в каждой колонке, что вам нравится в своих знаниях, а что нет. Работать нужно с колонкой,  в которой ваши недовольства. Теперь очень внимательно отнеситесь к моему совету: на каждый пункт вы должны найти ответ на вопрос «Кто сказал или заставил меня подумать, что я в этом плох или недостаточно хорош?». Ответ «Я» не принимается. По опыту знаю, за каждым недовольством собой стоит какая-то ситуация, стресс, обида, определенные люди. Теперь вы знаете откуда растут ноги. Эти ситуации нужно проанализировать, проиграть в жизни заново и отпустить свои недовольства. Куда подальше. Теперь напишите план, что бы вы хотели улучшить. Какие действия нужно совершать, чтобы достичь этих целей? Теперь распланируйте действия так, чтобы на каждые 30 дней вы могли выработать привычку делать что-то одно, например учить 10 слов в день. На следующий месяц к текущей привычке прибавляйте следующую -  например, слушать новости на английском. И так далее. Вы сами творите свою судьбу. И свой английский в том числе! Все. С этим разобрались.


Мои рекомендации по улучшению разговорных навыков:

Ниточка.
В эту игру я играю почти на каждом занятии. Она развивает плавность речи. Задача состоит в том, чтобы говорить без остановки столько времени, сколько вы будете наматывать ниточку на указательный палец. Длина ниточки варьируется. Пробуйте!

Диктофон.
Сейчас у каждого в телефоне есть диктофон.
Если телефон не подходит, рекомендую использовать этот на сайте English Raven.  Не ленитесь, записывайте свою речь. Анализируйте ошибки. Это ваша задача и прекрасная привычка,  которая помогает не терять навыки разговорной речи. Признаюсь, я сама так делаю почти каждый день. Всегда нахожу 5 или 10 минут, чтобы поговорить с умным человеком – с самой собойJ Слышать свою речь и голос в первый раз очень смешно. Затем привыкаешь.

Видео.
Есть прекрасный ресурс VIDEO JUG. Там вы найдете несметное количество видео из реальной жизни. Пересказывайте. Тренируйтесь. Имитируйте. Играйте.

Форум для общения.
Рекомендую English Second Language Community. Здесь собираются люди со всего мира, такие же студенты, и общаются. Попробуйте и вы! Не ограничивайте себя общения только на занятии. Мои студенты сами организуются в группки и ходят в кафе болтать на английском. Все это возможно!

Еще я хочу рассказать одну личную историю моей студентки, к сожалению, бывшей. Я начала преподавать в маленькой группе, где занималась эта девушка. Человек полный жизни, оптимизма, очень позитивный, но … с английским беда. Грамматику выправили и слова выучили, а говорить не могла. Сама она называла свое состояние «английской йогой», так как от страха и стресса завязывалась в невероятный узел из рук и ног.  В обучении я использовала коллажи, игры, рисование. На уроке была дружеская атмосфера. И человек оттаял. К концу курса она начала говорить. Ей было очень трудно. Но процесс пошел. Я встретила эту девушку спустя год. Она сказала, что страх говорения у нее позади. Теперь она решает вопросы на английском со своим коллегой из другой страны. И совсем не боится.

Все скелеты из шкафа надо достать и разобраться с ними раз и навсегда.

Я учу говорить и я убедилась на практике, что заговорить через неделю занятий – возможно.

Говорите. Говорите без умолку. По-английски. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий