пятница, 17 февраля 2012 г.

Сделай сам.


Миру нужны такие учителя, которые способны вдохновлять и зажигать людские сердца Любовью.
(Ольга Валяева)

Я часто пишу о собственном вдохновении, о горящих глазах, о превосходных результатах и желании творить для вас. Но сегодня я задумалась о вдохновении со стороны моих студентов. Я постараюсь сегодня взглянуть на процесс изучения языка вашими глазами.

Немного о личном.
Я могу судить о чувствах моих студентов, так как мне посчастливилось изучать не один иностранный язык уже будучи взрослой и многое я испытала на своем опыте.
Мне всегда нравилось изучать иностранные языки. В школе долгих 5 лет я изучала французский и вполне сносно изъяснялась на нем, даже участвовала в школьных олимпиадах. Затем я решила выучить испанский язык. Мне было 17 лет и я горела желанием выучить 6 иностранных языков. К 19 годам я владела английским, румынским, французским и испанским. К 23 годам в список добавился и немецкий. Однако, для себя я сделала вывод, что не могу владеть на хорошем уровне одновременно 5 языками и со временем французский  и испанский ушли на второй план.
Я выучила немецкий язык за 3 года и овладела многими нюансами, научилась общаться с носителями языка, научилась вести деловую переписку и сдала все возможные международные экзамены с наивысшими проходными баллами.
Каждый новый язык давался мне все легче и я знала, где будут подводные камни и была готова к трудностям. Мне помогало мое природное честолюбие. Мне так хотелось быть идеальной. Идеальной во всем.
Я прошла все возможные варианты изучения языка – изучение в школе, в группах, с преподавателем лично и самостоятельно.
Наиболее осознанно я подошла к изучению немецкого языка. Я сочетала огромный объем самостоятельной работы с частными занятиями с преподавателем. Для меня это был самый подходящий вариант – я сама выбирала учебники, у меня была возможность общаться с носителем языка по скайпу, я могла с преподавателем улучшать разговорные навыки и прояснять трудные моменты в грамматике. Однако, могу сказать, что ключевой для меня оставалась самостоятельная работа. Она приносила великолепные результаты и ощущение, что я могу многое сделать сама. Об этом и пойдет речь.

Я –преподаватель.
Сейчас я стала преподавателем и считаю своей первой задачей научить людей быть самостоятельными. И техники есть. И методика позволяет. Но вопрос заключается в следующем: как вдохновить людей на самостоятельную работу, на продолжительные занятия в режиме «Сделай сам»?
Я стараюсь на каждом занятии внимательно следить за степенью вовлеченности каждого участника урока. Я анализирую затем, где допустила ошибку, если кто-то оставался в тени и не изъявлял желания принимать активное участие в уроке.
Все люди разные. И каждый человек требует определенного подхода. Как только я могу найти ключ, чтобы вдохновить человека заниматься самостоятельно и делиться своими знаниями с другими, я понимаю, что моя задача выполнена. Остальное – вторично.

Я решила назвать такой подход в преподавании «Сделай сам». От начала до конца я веду людей к самостоятельности и вдохновению. Вдохновению и радости от того, что мы делаем.

Я поняла, что только ощущение самостоятельности приносит удовлетворение и вдохновение, желание идти дальше и делиться своими знаниями с другими.

«Сделай сам»
Для того, чтобы прийти к самостоятельности в изучении языка, необходимо знать, что ты

  1. можешь работать с незнакомыми словами в тексте;
  2. умеешь учить слова;
  3. умеешь сам улучшать понимание речи на слух;
  4. умеешь вычленять грамматические структуры и анализировать их;
  5. умеешь анализировать собственную речь;
  6. умеешь анализировать и классифицировать собственные ошибки;
  7. знаешь техники закрепления материала;
  8. умеешь вычленять в речи носителя языка речевые клише и анализировать их использование;
  9. умеешь использовать грамматические структуры в соответствии с их функционированием  в речи;
  10. можешь поделиться своими знаниями с другими;


Это достаточно долгий путь, но я могу сказать, что он оправдан на все 100 процентов. Я вижу своими глазами, как в моих студентах расцветает именно эта уверенность и двигает ими, вдохновляет на большие подвиги. С радостью сталкиваюсь с тем, что мои студенты выдают информацию, которая является новой и для меня – особенные словосочетания, слова, выражения. Это доказывает мне, что я на абсолютно верном пути.



Как мы приходим к режиму «Сделай сам»
Я использую для себя следующий план на этом сложном для нас пути:

Highlighting / Выделение
Очень важно научить людей видеть в языке интересные моменты. На начальном этапе я выделяю интересную структуру или словосочетания самостоятельно. Затем передаю эту ответственность студентам, спрашивая : «Что вам кажется здесь необычным или интересным? Принимаю любые варианты». После того, как люди привыкают к этому, они могут заметить намного больше, чем я, так как они смотрят на язык широко открытыми глазами. Это становится очень увлекательно, так как за выделением структуры следует анализ.

Contrasting / Сопоставление
При анализе грамматических структур или определенной части лексики очень эффективным становится сопоставление разных предложений. Люди учатся сравнивать, делать выводы. В лексике я использую сопоставление, чтобы люди могли понять смысл идиомы, к примеру. Спустя некоторое время они могут приводить свои примеры и сравнивать их самостоятельно.

Wondering / Размышление и интерес
На этом этапе структура выявлена, проанализирована. Теперь наступает черед студентов задавать вопросы. Их задачей является написать список вопросов, которые начинаются «Интересно, …».
Мы вместе ищем ответы на эти вопросы, приводим и анализируем другие примеры.  


Conclusion / Вывод
На этом этапе наступает пора сделать вывод на основе всей полученной информации. Это задача студентов.

Results / Результат
Здесь мы используем снова сравнение, но сравниваем теперь наши знания и представления до и после. Это возможно на уровнях, начиная с Pre-Intermediate. Например, «Раньше я думал, что ….А теперь я знаю, что …»

Plan / Дальнейший план
Здесь студенты определяют сами, как можно улучшить свои навыки в рассмотренном вопросе и составляют план дальнейших действий.


Я могу однозначно сказать, что это огромный труд для преподавателя. Нет ничего сложнее, чем направить мысли студентов в нужном направлении. Гораздо легче все разжевать, представить материал, выдать кучу упражнений и с чувством выполненного долга закрыть этот вопрос.
В режиме «Сделай сам» преподаватель является партнером, коллегой, советчиком. Не ментором. Не цербером. Мне бы очень хотелось сказать, что в этом режиме, преподаватель является другом.

Студентам очень сложно переходить на такой подход. Это требует огромных усилий. Не все готовы на это. Не всем это подходит. Но те, кто остается со мной в этом режиме, делают удивительные успехи и вдохновляются.

Сделайте сами, все, что хотите получить или сделать.

Сделайте это сами!

Комментариев нет:

Отправить комментарий