пятница, 31 августа 2012 г.

Высокий уровень


Существует много разных критериев, которые показывают, что человек владеет языком на высоком уровне. Существует мнение, что владение языком  определяется скоростью речи. Часто люди приходят ко мне, считая скорость речи своей конечной целью, при этом ошибочно полагая, что знание сложных грамматических структур способствует развитию навыка плавности и скорости.  
Чаще всего в своей практике я сталкиваюсь с тем, что люди хотят:
  1.  Углубить знания грамматики
  2. Свободно говорить

К большому сожалению,  эти понятия связаны лишь опосредованно согласно основателю лексического подхода в изучении английского языка Майклу Льюису.

Когда я разговариваю с моими учениками об их желаниях и опыте изучения языка, я понимаю, что они сами очень хорошо развивают навык понимания речи на слух, так как смотрят фильмы и сериалы, слушают подкасты, переводят песни. Все это показывает большую заинтересованность в изучении языка, а также желание стать независимым в этом процессе. Преподаватель, как мне кажется, не может учитывать интересы каждого своего ученика в полной мере, поэтому создание собственной среды обучения является важным шагом на пути к заветной мечте.  В английском языке даже есть такой термин Personal Learning Environment (PLE), которая включает в себя все используемые ресурсы, в том числе ресурсы Интернета. На сегодняшний день на просторах всемирной сети можно найти великое множество подходящих именно вам материалов, оформить подписку на интересные блоги, скачать программы для запоминания слов и многое другое. Вся прелесть в том, что каждый человек формирует свою собственную среду обучения. Мне нравится, что многие мои ученики делятся со мной интересными ссылками, таким образом, я учусь у них, а это в деле преподавания, наверное, самое главное. Разбудить интерес, зажечь сердца, и увидеть, что твои ученики начинают учить тебя.  Помимо среды обучения (PLE) существует понятие PLN, то есть собственная сеть контактов для изучения языка. Сюда относятся авторы блогов, интересные люди в социальных сетях,  обсуждения на форумах. Моя сеть включает в себя преподавателей со всего мира, методистов ведущих организаций (Macmillan, Oxfod University Press, British Council), большое количество блогов, а также несколько сайтов для изучения языка.  Благодаря созданной мной среде и сети контактов я могу учиться онлайн, могу задавать любые вопросы методистам, могу следить за новинками в мире преподавания и изучения языка. Все это дает мне множество идей и делает меня лучше.

Таким образом, большинство людей самостоятельно осваивают много новой лексики, улучшают навыки понимания на слух, тренируют грамматику при помощи различных ресурсов.  Но чаще всего ни у кого не хватает ни сил, ни времени на отработку разговорных навыков. Так как я специализируюсь именно на том, чтобы «разговорить» моих учеников, я вижу в этом большое упущение.  Нужно особенно отметить, что владение языком на хорошем уровне предполагает одинаково хорошие навыки во всех видах речевой деятельности: чтении, письме, понимании на слух и говорении. Если один из навыков страдает, то о высоком уровне говорить нельзя.

Для начала мне бы хотелось написать о критериях оценки хорошего владения языком:
  • Английскому языку свойственно использование большого количества слов-связок, вводных фраз, речевых клише и в этом он очень отличается от других языков. Например, в русском языке, многие подобные слова или клише были бы заклеймены как слова-паразиты. В силу такого положения вещей речь в английском языке льется рекой, предложения развернутые, длинные.
  • Также в английском языке есть особенности лексики. Например, в английском характерно употребление пар синонимов в одном предложении, тогда как в русском языке используется всегда одно слово. Это означает, что для того, чтобы выйти на уровень, близкий к уровню носителя языка, нам необходимо учить большое количество синонимов.
  • В английском языке используется большое количество идиом.
  • Владение языком на хорошем уровне предполагает использование сложных грамматических структур естественно.
  • На этом уровне также важно понимание различий различных языков стилей (регистров). Язык СМИ, язык официальных документов,  научный стиль и другие. Например, для научного стиля в английском языке характерна высокая частотность использования словосочетаний и даже целых цепочек существительных и небольшое количество глаголов. Соотношение глаголов и существительных в научном стиле равняется 1:4. В бытовом стиле это соотношение равняется 1:1. Также в научном стиле не используются сложные временные формы и грамматические конструкции.  
  • Использование мет в речи. Меты – это слова-знаки, которые помогают слушающему ориентироваться в речевом сообщении говорящего и следить за главной мыслью. Такие меты включают, например, «во-первых», «как упоминалось ранее» и другие.
  • Английская вежливость. Hedging.  В некоторых ситуациях необходимо проявлять осторожность суждений и смягчать свои заявления. Особенно это важно в общих дискуссиях, в статьях и книгах, рассчитанных на широкий круг читателей.  В этих случаях необходимо показать в речи, что вы признаете и принимаете другие  точки зрения или другие варианты развития событий. Для этого используется различные лексические и грамматические средства. 


Этот метод носит название Hedging (от английского слова hedge - изгородь). Фактически делая какое-либо категоричное заявление, мы отметаем другие варианты, делаем наше сообщение слишком общим.  Например, «Цены на квартиры вырастут». Сравните, «Возможно, в ближайшие несколько месяцев из-за последствий экономического кризиса в Европе, цены на жилье значительно поднимутся».  Во втором предложении мысль та же, что и в первом, но она оформлена по-другому. Видно из примера, что использовано слово «возможно», указана возможная причина, а также сказано в какой степени предположительно поднимутся цены (использовано слово «значительно»).  Таким образом, из общего заявления (сравним его с полем) мы получили более частное, так словно мы огородили нужный участок изгородью.




Как использовать Hedging:
1.       Выражение собственного мнения лексическими средствами: I thinkI strongly believeI assume и другие. Однако, не стоит забывать о том, что допустим в научном стиле не следует использовать местоимение «я». Нужно подобрать другие средства.
2.       Использование модальных глаголов в значении вероятности: might, may, must, can, could.
3.       Использование наречий  apparently, oblviously, probably, perhaps и других.
4.       Использование фраз  It seems that, It appears that.


Как видите, высокий уровень складывается из многих кирпичиков, грамматика является одним из них.  В книге по подготовке к международному экзамену IELTS очень четко расписаны критерии высокого уровня. Я привела их вам выше. Но что интересно, нет упоминания о скорости речи. То есть, речь может быть плавной, не очень быстрой, но важно использовать синонимы, специализированную лексику в зависимости от стиля, сложные грамматические конструкции, идиомы и hedging.
Лично я говорю не быстро. Одно время я очень переживала по этому поводу, а затем посмотрела шоу Опры Уинфри. Она говорит довольно медленно, но очень красиво. Давайте не гнаться за призрачными мечтами. Давайте следовать своему пути в силу своих способностей и особенностей.  Мы все имеем на это право. Право проявлять свою индивидуальность.

Я желаю вам оставаться собой. Всегда.








Комментариев нет:

Отправить комментарий