пятница, 17 августа 2012 г.

Искусство реальности.


Это был совершенно сумасшедший урок. Не похожий ни на один другой.

Довольно давно, когда я все силы отдавала изучению немецкого языка, я читала отзывы учеников, которые прошли обучение в самой Германии с немецкоговорящими учителями. Один отзыв очень зацепил. Парень писал о том, что учитель на одном из уроков вывел всю группу учеников на улицу и там они должны были тренировать навыки разговора по теме «Время». Они останавливали прохожих и спрашивали время. Это было очень трудно, так как они были на начальном уровне и очень боялись не справиться. Но они попали в среду, никто с ними не сюсюкался. Они попали сразу в языковую среду и закрепляли пройденное сразу в жизненной ситуации.  Я считаю, что это самый лучший вариант изучать язык. Одна моя ученица тоже писала, что уроки со мной напоминают ей изучение языка в «естественных условиях».

Вчера  у меня должен был быть урок с ученицей Верой, тематика урока – «Еда. Покупки». 

Уровень Elementary.
Длительность 90 min.
Форма обучения One2One.

Как назло в силу то ли магнитных бурь, то ли острой нехватки отпуска у меня не было ни одной хорошей идеи о том, как сделать этот урок эффективным  и не скучным.  Но вот я вспомнила о естественных условиях изучениях языка. А вместе с этим и о реалиях.

Реалии – это предметы, явления, которые существуют в реальной жизни. Когда мы сидим на уроке и листаем учебник, рассматриваем картинки, мы манипулируем концептами в нашем сознании. Там хранится база данных всех предметов  и явлений, о которых нам известно. Чаще всего вся эта база хранится на нашем родном языке и обращение к любому ее элементу в любом случае вызывает сначала название на русском языке. Когда мы имеем дело с реалиями, непосредственно с предметами и явлениями, то мы добавляем в нашу базу данных новые образы предметов и явлений, но сразу на английском языке и этот образ закрепляется за английским словом и хранится в сознании.

Я решила устроить Вере урок с реалиями.
Мы встретились у метро Новочеркасская и прогулочным шагом дошли до супермаркета в районе метро Ладожская.  За это время я спрашивала Веру о том, что она делала на прошлой неделе, как они с мужем отметили годовщину свадьбы и другие вопросы. Мы шли и болтали на английском. Это была фаза разогрева.
Мы вошли в магазин. Я объяснила Вере, что сегодня мы пришли за покупками в супермаркет. 

Нашей целью является выучить названия отделов, некоторых товаров, а также выучить варианты упаковки продуктов и товаров. В качестве новой грамматики я выбрала, конечно, исчисляемые и неисчисляемые существительные, а также варианты выражения количества «много-мало».

Я подготовила
  • подборку картинок со словами, которые взяла из словаря Oxford (Picture Dictionary),
  • чистый лист для рисования плана супермаркета,
  • раздаточные материалы на дом.


Я сказала Вере, что мы будем ходить по магазину и
  • рисовать план отделов
  • искать реальные товары и предметы, которые соответствуют картинкам из словаря
  • фотографировать найденные соответствия для создания собственного фото-словаря по теме



И мы отправились в путь! Начали с отделов одежды, там повторили тему «Одежда».  Вера забыла несколько слов, и я попросила ее фотографировать все, что она не могла вспомнить.
Мы сфотографировали чулки, колготки, кружево, юбочку.
nappies / diapers

lace

turtleneck sweater

skirt

stockings


В течение часа мы ходили по магазину, мы брали с полок товары, мы их трогали, фотографировали, записывали новые названия. Я чувствовала себя иностранкой. Все люди удивленно на нас оборачивались.  Мы прошлись по отделам
  • бытовой химии,
  • товаров для дома, 
  • молочной продукции,
  • фруктов и овощей,
  • консервов,
  • напитков,
  • выпечки,
  • кулинарии,
  • замороженных продуктов,
  • макаронных изделий,
  • круп.

freezer

frozen foods

dairy

dairy, cottage cheese

scales

baked goods

canned food

beverages



Мы выучили много новых слов, у Веры голова шла кругом.
Попутно мы обсуждали какие-то личные вопросы, связанные с продуктами. Например, я узнала, что муж Веры очень любит сосиски J
После того, как мы вышли из зоны супермаркета, мы прошли в ресторанный дворик и присели за столик, обсудили на примере наших фотографий продуктов разницу между исчисляемыми и неисчисляемыми существительными.  Нарисовали табличку, которая помогает выражать количество много-мало и закрепили все это маленьким упражнением.

bags of flour

boxes of flakes

jars of caviar

containers of icecream

pumps of detergent

Дома Вера подготовит свой электронный фото словарь по теме «Еда. Покупки». Я попросила ее сфотографировать содержимое ее холодильника и шкафчиков на кухне и написать чего у нее дома много, а чего мало. Ну и традиционно жду ее отзыв об уроке в нашем студенческом блоге.
Это был самый необычный урок в моей жизни. Мне очень понравилось то, что мы не сидели, мы все время двигались, мы были в максимально близкой к реальности обстановке. Мы обсуждали, какие слова могут понадобиться заграницей и поняли, что занятие прошло не зря. Почти все из них жизненно необходимы.
Сегодня Вера отписалась о первых эффектах урока. Она пишет, что утром вспомнилось большое количество новых слов.
А это и было целью урока. Презентация новых слов прошла успешно. Я очень рада.
Прекрасное чувство быть в своей реальности, а не читать о какой-то чужой непонятной реальности в книгах.
Давайте создавать свою реальность и свои правила. Во всем.





Комментариев нет:

Отправить комментарий