понедельник, 24 сентября 2012 г.

Пора учиться!


Наступил дождливый сентябрь. Мелкий косой дождик напоминает о том, как долго тянутся вечера дома. Пронизывающий ветер советует нам лишний раз не выходить на улицу, а остаться в тепле и уюте  и позаниматься важными делами, например, выучить несколько новых слов или послушать подкаст на английском языке. В осени есть свое очарование, и для нас, изучающих иностранные языки, оно состоит в том, что в эту пору  в школах иностранных языков запускается больше всего новых групп по изучению языка, преподаватели имеют возможность взять на работе полную загрузку, а студенты готовы начать учиться. Я особенно люблю раннюю осень, когда деревья одеваются в золото, небо подернуто сизой дымкой, а воздух пропитан новым запахом наступившей осени. Город просыпается от летней дремы и люди спешат куда-то, начиная каждый год все новые проекты и исполняя свои мечты. Для меня, как для преподавателя, сентябрь равносилен новому году. Я жду новых учеников, я жду новые возможности, я предвкушаю новые интересные занятия.  
Так как с сентябрем мы связываем начало учебного года, я решила в этой статье написать о том, как лучше всего начинать свои занятия на курсах в школе иностранных языков.
Чаще всего люди идут учить иностранный язык в школы иностранных языков. Они записываются на курс, приходят, получают учебники и начинают учиться. Иногда в дополнение к учебнику люди получают распечатки и задания по грамматике на дом. Редко кто из преподавателей решится отступить от разработанной программы на курсах. И это нормально. Но как же быть с целями и пожеланиями студентов? Разве можно сбрасывать их со счетов? Я бы лично не хотела учить язык по учебнику, который не удовлетворял бы моим потребностям.  Учебников очень много, язык сам по себе бесконечен, охватить все невозможно в принципе. В любом случае на каждом уровне и на каждом курсе изучается малая часть языка. Набор слов, набор грамматических конструкций, в лучшем случае набор коммуникативных навыков.  
Но вот почему мы должны учить тот набор, который предоставляет нам выбранный школой учебник? 
Кто и на каком основании отбирает слова, которые мне нужны?
Почему не учитываются мои пожелания? 
Этими вопросами я советую задаться до того, как вы начнете курс. Посетите пробный урок, поговорите с преподавателем и удостоверьтесь, что к вам прислушаются и постараются в силу возможностей помочь именно вам с вашими проблемами. Это важно.

Что нужно выяснять и обсуждать с преподавателем? Ниже я рассмотрю варианты обучения в группе и индивидуально.

Группа:
В группе невозможно подстроиться под каждого студента, но можно постараться учитывать слабые места, общие для  нескольких учащихся. Групповые занятия проводятся в школах иностранных языков чаще всего на общие тематики. Либо создаются узко-специализированные курсы, например «Английский для путешествий», «Английский для собеседований», «Подготовка к международному экзамену IELTS» и так далее. Это единственный способ максимально удовлетворить потребности людей.  Если же вы пришли изучать язык, не записываясь ни в какую специализированную группу, то ваш курс носит название General English. Скорее всего вам будет предоставлен учебник, по которому вы будете учиться на протяжении курса. И это нормально. Здесь мало что можно изменить, выбор учебника от нас не зависит, как и выбор преподавателя. Но от нас зависит, пустим ли мы все на самотек или будем сверять наши цели и желания с тем, что мы получаем в процессе обучения.
Перед началом обучения необходимо составить список своих пожеланий:
  • Что я хочу получить от курса
  • Что я хочу получить от преподавателя
  • Какие сферы языка мне интересны
  • Что важнее для меня на данном этапе: письменная или устная речь?

Далее преподавателю желательно провести первый вводный урок, на котором вы вместе с группой:
  • Познакомитесь с преподавателем и с группой
  • Определите приоритеты курса по тематикам
  • Определите слабые места в целом в группе
  • Установите единые правила поведения в группе (сроки сдачи домашних заданий, количество выученных слов и так далее)

Я считаю, что это необходимо сделать в самом начале, чтобы в конце курса ни у кого не было разочарований. Более того, по ходу курса нужно следить, какие из пунктов ваших ожиданий выполняются, а какие нет. Держите руку на пульсе. 
Спокойное, вежливое общение с преподавателем творит чудеса. Обозначьте вашу проблему, спросите совета. Профессионал не оставит вас без ответа и всегда постарается вам помочь.

Занятия индивидуально с преподавателем:
Категория General English
Изучая язык в этой категории, люди обычно не ставят себе каких-то специфичных целей, а учат язык просто так, чтобы было или просто из любви к английскому.
Вы приходите на первое занятие к преподавателю с вашим списком пожеланий и ожиданий от курса и вы их обсуждаете вместе.
Так сложилось, что сейчас я преподаю только индивидуально и очень хорошо знаю специфику такого преподавания.
Перед вводным занятием я просматриваю учебники, подходящие по уровню и выбираю интересные темы, а также записываю разные коммуникативные навыки, как то умение вести дискуссию, умение что-то предложить, умение говорить о результатах и изменениях и так далее. Все это я печатаю на карточках разного цвета и вместе с учащимся мы разбираем эти карточки и решаем, какие темы нам интересны, а какие не очень. Далее я предлагаю сделать самому ученику карту курса, в которой мы комбинируем интересные нам темы и коммуникативные навыки. Мы определяем приоритет определенных тем и выстраиваем схему нашего обучения.  Таким образом, мы сами отбираем интересные нам темы и навыки. Грамматические темы я подбираю самостоятельно, так как грамматика универсальна.  
Вот какую красивую карту сделала моя студентка Вера, уровень Pre-Intermediate:




Категория Business English.
Потребности в узкой направленности в категории деловой английский намного выше, чем в категории общий английский, так как люди используют деловой язык исключительно для работы в своей области.
Подход в обучении деловому языку выглядит следующим  образом:
(информация взята из презентации John Huhges "Introduction to Business English")

Например, Present Simple относится к сфере языка, logistics к профессиональной лексике, а  reports к сфере коммуникативных навыков. Преподавателю необходимо держать во внимании все три сферы постоянно и не задерживаться слишком долго на одной из них.
На вводном занятии преподаватель должен провести анализ потребностей учащихся.
Наиболее простой способ сделать это – схема 3 вопросов:
(информация взята из презентации John Huhges "Introduction to Business English")



Однако, при узкой направленности можно сделать более глубокий анализ, состоящий из серии таких 3-ступенчатых вопросов:
Communication Event
Who
What
How
Weekly Project Meeting
Project Managers (3-5)
results
virtual Skype meeting
Business Lunches
Partners / Customers
offers
face-to-face





Чем больше деталей вы предоставите преподавателю, тем быстрее вы получите ожидаемый результат и обойдетесь без неприятных сюрпризов.
С моим студентом Сергеем мы составили целую схему ситуаций, в которых ему необходим английский язык.

Я желаю всем продуктивного учебного года и успехов в изучении языка!



Комментариев нет:

Отправить комментарий