четверг, 2 февраля 2012 г.

Поговорим о взрослом?


Так уж сложилось, что преподаю я в основной массе взрослым людям. Я знаю специфику такого преподавания и получаю от  этого большое удовольствие. Считается, что преподаватель может и должен преподавать разные уровни, однако совершенно невозможно быть гуру в обучении малышей, подростков и взрослых одновременно.
В свою очередь в категории взрослых есть свои подразделения:
  • Люди, которые учат язык просто так, для общения и путешествий;
  • Люди, которые учат язык для того, чтобы найти лучшее место работы;
  • Люди, которым язык нужен для работы;
  • Корпоративные клиенты.
  • Люди, которые являются руководителями – это отдельная категория, которая требует максимальной отдачи, точности, деликатности и продуктивности.


Мы все взрослые и привыкли сами принимать решения, делать выводы и думать, что в этой жизни чего-то стоим. Сейчас во время острой нехватки специалистов во всех областях,  у  нас развивается страх : «А вдруг все-таки это не тот специалист, что мне нужен? А вдруг он не сможет решить именно мою проблему?»
Я думаю,  всем знакома ситуация с врачами и больницами. Начинает что-то болеть, терпим пока не припрет, попутно шаря по гуглу и ставя себе неутешительные диагнозы и только затем, возможно, заставляем себя пойти  к врачу.
А дальше…
«Доктор, здравствуйте! Вы знаете, у меня тут болит справа, я думаю у меня рак поджелудочной железы (или что-то еще страшное, взятое из гугла)».
Доктор расспросит подробно об истории болей, об ощущениях, возможно пошлет сдавать анализы и потом, только потом, скажет вам диагноз.
С подобным я сталкиваюсь и в своей сфере. Ко мне приходят люди и говорят: «Хочу учить английский! Мне это нужно для этого, того и еще вот  этого».
В таком случае я говорю, что нужно провести тестирование – письменное и устное.
И очень часто я слышу в ответ: «Вы знаете, я вот учил (учила) английский в школе и в институте немного, но сейчас уже ничего не помню, в общем, я считаю, что у меня начальный уровень, надо прямо вот с нуля начинать…»
Когда речь заходит об устном тестированин, тут и круче бывает: «Не хочу, не буду, не могу, не надо!»
Но позвольте, товарищи, как же мне разработать под вас курс и учесть все ваши особенности и цели? Часто 5 минут разговора мне хватает, чтобы понять общую картину. Детали я узнаю из письменного теста. А потом, как доктор, назначаю лечение. Иногда у пациента, извините, студента, может развиться аллергическая реакция и я меняю подбор лекарств.
Всем моим пациентам я гарантирую полнейшее выздоровление в кратчайшие сроки.  Лекарства бывают горькими, но их нужно пить.
Также и в изучении языка – бывает тяжело и часто на душе скребут кошки, но если не делать предписанного, то доктор вам результат не гарантирует.


А теперь взрослые студенты моими глазами.

  Люди, которые учат язык для общения и путешествий.
Это очень позитивные люди, чаще всего они не особо расстраиваются из-за неудач, не строят далеко идущих планов, хорошо реагируют на смену методики и игровую форму обучения.  Сам по себе английский язык является для них источником радости, так как используется во время отдыха и общения с друзьями.




Люди, которые хотят сменить работу.
В этом случае мотивация очень высокая, но и уровень тревожности тоже растет с каждым занятием. Ведь впереди маячит собеседование на английском и это очень нервирует. Хорошая мотивация гарантирует выполнение домашнего задания, желание использовать дополнительные материалы, заучивание лексики. Для таких людей важно осознавать свой прогресс не только по окончании курса, но и в течение его. Конечно, у каждого человека своя специализация – кто-то инженер, а кто-то специалист по рекламе, но все они готовятся  в первую очередь к собеседованию на английском. С такими людьми необходимо делать акцент на речевых клише и ролевых играх.


Люди, которым язык нужен для работы.
Есть категория людей, которые хорошо себя чувствуют на своем месте, но им обещана прибавка или карьерный рост в случае, если они овладеют английским языком.

В этом случае мотивация немного ниже, чем у тех, кто нацелился покорять новые вершины. Однако, специфика похожа. Помимо грамматики и лексики, соответствующей уровню, им нужны дополнительные материалы по их специализации, проигрывание рабочих ситуаций, навыки ведения переписки на английском языке.

Корпоративные клиенты.
Часто руководство компании оплачивает курсы английского языка и преподаватель приезжает в компанию для обучения сотрудников. Здесь есть свои минусы.
Во-первых, чаще всего обучение проходит в нерабочее время – либо до, либо после работы. А кому хочется за бесплатно сидеть на работе, да еще и язык английский изучать?
Во-вторых, так как курс оплачивается компанией, мотивация намного ниже, чем в случае оплаты занятий из своего кармана. Можно пропускать, и денег не жалко. Я молчу про домашнее задание. Стоит ли говорить, что если студенты ходят нерегулярно, прогресса в группе просто нет?
Конечно, такое положение вещей не везде и есть люди, которые жаждут знаний, но таких я встречала единицы.
Лично мне преподавать в таком ключе неинтересно, хотя оплата за такие занятия всегда выше. Я люблю видеть прогресс и успех  у своих студентов.
Часто так случается, что группа начинает заниматься, многие перестают ходить, прогресса нет. Преподавателя меняют, так как курс уже полностью оплачен. И все начинается сначала. 

И венец взрослой категории – руководители.

Я написала, что обучать руководителей сложно, потому что в большой степени их положение накладывает свой отпечаток на всю их жизнь в любой сфере. Руководители – серьезные люди. Они несут ответственность за людей, финансы, успех компании, важные решения. И еще за много разных вещей.
Руководители привыкли контролировать процесс и стремятся понять, на каком этапе находятся не только они, но и все вокруг.
Руководители привыкли, что к ним прислушиваются и ценят их советы и слова.
Часто у руководителей нет времени заниматься на курсах, поэтому в их расписание английский вписывается чаще всего вечером после работы пару раз в неделю. Но это тоже не точно. Ведь могут быть экстренные случаи, срочные совещания, пробки на дорогах и  соседи иногда квартиру заливают.
А еще у руководителей много входящих звонков, которые требуют немедленного ответа.
Если преподаватель приезжает к руководителю на место работы, то во время занятия, возможно, в кабинет будут заходить подчиненные и не ответить им просто нельзя.
Иногда несмотря на поставленную цель, у руководителей не хватает элементарно времени, чтобы сделать домашнее задание. Они пытаются делать его в машине, украдкой в обед, перед занятием, когда уже совсем прижмет.
В общем, куда ни глянь – везде засада!
Обучать руководителей – дело сложное, так как задача стоит следующая: научить английскому в кратчайшие сроки с минимальной нагрузкой. Плюс преподавателю стоит учитывать психологическую особенность такого рода людей.
Я могу сказать, что, обучая руководителя, стоит:
  1. Обеспечить высокую мотивацию.- каждый урок нужно показывать и доказывать, что занятие прошло не зря.
  2. Играть в поддавки – позволять человеку чувствовать свое превосходство в любых других вопросах и сферах. Обучая руководителей, успешных бизнесменов, я всегда на 10-15 минут увожу разговор туда, где я совершенно не разбираюсь. Не боюсь признаться, сделать это лично мне легко, так как я совершенно не смыслю в экономике, технологиях, финансах, политике. Люди, которые занимают высокие должности, разбираются во многих областях и я многому учусь у них.
  3. Использовать ситуации из реальной жизни – обыгрывать переговоры, обсуждать новостную ленту.
  4. Всегда интересоваться плюсами и минусами проведенного занятия и корректировать курс в зависимости от предпочтений.
  5. Обеспечивать максимальный контакт – рассылать пройденную лексику на почту, делиться хорошими видео, устраивать конференции с другими студентами в режиме онлайн.

Таким образом, человек будет чувствовать, что в его успехе преподаватель заинтересован не меньше, чем он сам.

На собственном опыте проверено, что выполнение хотя бы части вышеперечисленных пунктов обеспечивает успех абсолютно для всех категорий взрослых. 

К какой бы категории вы ни принадлежали, самое главное – мотивация. Вы должны сами для себя обозначить цель и ответить на вопрос, почему вы к ней идете. Мотивация, которую обеспечивает преподаватель, является промежуточной и помогает держаться на плаву. А ясная четкая цель и понимание, зачем вам это надо, обеспечивают безусловную победу!

Я желаю всем побеждать!


4 комментария:

  1. Пока нигде не встречала такого внимательного "сортирования" студентов. Мне приятно было прочитать Ваш текст

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас за Ваше комментарий! Мне очень приятно, что Вы читаете мою страничку. Наверное, мне стоит добавить категорию людей, которые готовятся к экзаменам. Там тоже своя специфика. Еще раз благодарю!!!

      Удалить
  2. Сразу чувствуется серьезный подход. Это здорово. У такого преподавателя, как Вы, наверное, учиться одно удовольствие. Желаю Вам дальнейших успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо за Ваш комментарий. Я очень люблю свою работу и каждый день я открываю в ней для себя что-то новое.

      Удалить