Сегодня я хочу поделиться с вами
отчетом по уроку, который я провела со своим новым учеником Станиславом.
Станислав пришел ко мне
заниматься пару недель назад. Это очень молодой и энергичный предприниматель. У
него совершенно сумасшедший график и я , если честно, очень удивлена, как он
решился на занятия английским языком. Ну что же, сказано – сделано. Начали мы
заниматься. И вот тут я увидела, как
будет не просто мне.
А вообще в
последнее время ко мне приходят люди, с которыми мне ой как не просто. Это, конечно, трудно, порой чувствую усталость и
разочарование, но общий итог, безусловно, положительный. Встречи с людьми, которые
выводят тебя из зоны комфорта, это очень хороший пинок под зад, когда
понимаешь, что не все коту масленица.
Для меня работа с «тяжелыми» людьми – это вообще отдельная история. Тут
играет очень большую роль мой характер и привычка прятать голову в песок и
скорее бежать прочь от сложностей.
Раньше в сложных ситуациях с учениками я паниковала, очень близко к
сердцу принимала критику и недовольство моих учащихся. Чаще всего, конечно, я
убегала от проблемы, находила себе замену и на этом сложности заканчивались. Но
разве можно так жить? Это же полный бред.
Сейчас мне тоже не просто, но бежать от проблем
в работе, в общении с учениками я перестала. В какой-то момент я стала отделять
себя и свою работу от своих учеников. То есть, если кто-то недоволен
результатом занятий, то тут, как ни крути, два участника в ситуации, и каждый
должен посмотреть, что он делает не так. Ну ладно, это было такое небольшое
лирическое отступление.
Одним словом, ко мне снова пришел
«сложный» клиент. Времени у него не хватает на домашние занятия и приходит
заниматься он поздно вечером, изрядно уставший и измотанный после рабочего дня.
Первые занятия, первый месяц
занятий, я бы даже сказала, это время, когда и ученик, и преподаватель,
присматриваются друг к другу, притираются, если угодно, прямо как муж и жена в
первые годы брака. Вот и у нас со
Станиславом идет процесс, не в смысле как муж и жена, а в смысле того, что
вырабатываем какие-то правила общения и поведения, которые создадут максимально
правильную атмосферу для эффективных занятий.
На первом вводном занятии я
придумала очень простую, но очень полезную вещь. Я сказала Станиславу, что мы с
ним должны рассказать друг другу о тех моментах наших характеров, которые считаем
важными для занятий языком.
Я не ожидала, что этот простой
ход окажется таким нужным в плане понимания характера и поведения ученика.
Я сказала, что:
- Я могу задержать ученика на занятии на 10-15 минут.
- Я могу пообещать выслать какие-то материалы, но случается иногда, что забываю и мне нужно напомнить об этом.
- Я редко проверяю домашнее задание на занятии, поэтому мне важно выполнение заданий виртуально.
Затем настала очередь Станислава.
Он сказал, что
- Иногда на уроке он может зевнуть и не раз, но это ни в коем случае не является показателем того, что ему скучно. Просто человек мало спит.
- Ему нужно напоминать о занятиях смс сообщением в день занятия, так как он может забыть о нашей встрече.
И вот знаете, не помню больше
ничего особо. Вот пункт про зевание меня очень зацепил. Ведь
я какая, я, когда
вижу, что кто-то на моем уроке зевает, я прямо очень расстраиваюсь, начинаю
думать, почему человек зевает, неужели так скучно и так далее. А теперь я
предупреждена и это как гора с плеч. Очень мне понравилось такое незатейливое
задание, и я считаю, что на первых занятиях преподаватели должны проводить
такой мини опрос для того, чтобы избежать в будущем недопонимания и конфликтных
ситуаций.
А теперь я бы хотела написать об
уроке, который состоялся у нас со Станиславом неделю назад.
Уровень Intermediate
Длительность 90 min
Форма занятия One2One
Категория General English
Это занятие сложно расписать по
обычному плану, где есть этап разогрева, повторения, презентации нового
материала и так далее. На этом занятии у нас происходило общение, такое
настоящее человеческое общение, и я не стала загонять его в рамки урока.
Я помню, что с самого начала
занятия мы начали говорить о работе, о том, как Станислав разрешил одну очень
неприятную ситуацию. Я старалась строить вопросы так, чтобы задействовать
грамматические темы, которые мы успели пройти на прошедших двух занятиях.
Далее я спросила про домашнее
задание, или вернее сказать, про отсутствие такового. Мы ведь вроде договорились о том, что задания
будут выполняться в закрытой группе Вконтакте, где я смогу комментировать и
объяснять ошибки намного быстрее, чем на занятии. Я вообще считаю эту затею
очень хорошей. С домашними заданиями для взрослых у меня идет мощнейшая
переоценка. Всё что я требую, это писать о том, что выучили на занятии, также
писать списки слов и выражений, которые мы узнали на занятии. Но даже на это у
многих не хватает времени. А тут оказывается, что для Станислава это что-то совершенно
новое и непривычное – делать домашнее задание в социальной сети. Вот никогда в
жизни человек не делал домашку в таком формате.И вот с этой фразы у нас и началось
«учение». Процесс пошел, так сказать.
Ну не могла же я просто так
пройти мимо вот этого «никогда в жизни», never in my life как говорится по-английски. Кто знает, тот поймет. А кто не
знает, друзья, у вас все впереди, куча интересностей! Ну собственно говоря,
речь идет об использовании Present Perfect и здесь Станислав сделал ошибку, так как о существовании сего
страшного зверя до этого момента он и не подозревал.
В последнее время я очень люблю
использовать в презентации грамматического материала принцип, который я назвала
«от противного». Я прошу написать то, что человек хочет сказать так, как он это
чувствует, понимает, видит. Далее мы
анализируем написанное, и я подправляю там, где есть необходимость или просто
даю свой пример так, чтобы человек изменил свое предложение и исправил ошибки.
Например, вот это предложение про
«никогда в моей жизни» мы со Станиславом проделали по этой самой схеме:
Станислав пишет: I never
did homework in a social network in my life.
Анализ: Is it a new experience for you? Are you
speaking about the past?
Презентация материала:
I have never been to Paris in my life.
I have never eaten an eel.
I have never tried scuba diving.
Анализ формы: have +
V3 / ed
Исправление ошибок: I have never done homework in a social
network.
Далее я беру в руки свой планшет
и там у меня всегда сохранено много интересных фотографий – разных, красивых,
по разным тематикам.
Мы открываем первую фотографию, и
я снова презентую материал в виде диалога:
Have you ever seen a dolphin in your life?
Yes, I have.
No, I haven’t.
Have you ever held a butterfly in your hand?
Yes, I have held a butterfly once in my hand.
No, I have never held a butterfly in my hand.
Далее мы проанализировали эти
примеры и составили схему утвердительных, отрицательных и вопросительных
предложений в этом грамматическом времени.
Я пошла дальше и открыла
следующую фотографию и начала диалог:
Have you ever watched the sunset on the beach?
Станислав: Yes, I have.
When did you watch the sunset on the beach?
Станислав: It was 4 years ago in Turkey, I went there
with my friends and we watched the sunset on the beach one day.
Я обратила внимание Станислава на
то, как происходит переход к рассказу
истории. Мы даже нарисовали полноценную схему использования времен в диалоге.
Станислав очень вдумчивый
человек, и ему все нужно понимать до мелочей. И он мне говорит, что хочет
понять философию, понять, почему используется такая форма глагола или такой
вспомогательный глагол. Тут я его должна разочаровать, я с философией дел не
имею. Философия и глубинные структуры это лингвистика, это Ноам Хомский. Но не я точно. Я за общение. Я за то, чтобы
мои ученики ориентировались во время общения как переключаться между
грамматическими структурами и временами. И да, это носит характер клише,
особенно с непривычки. Кажется, что ничего не объясняют и ты один оставлен на
произвол судьбы. Но это не так. Видно было, что Станиславу не комфортно и он все
еще хочет туда, к философии и к глубинным структурам. Но я провела маленький
тест и спросила его, понимает ли он, КАК
использовать то, что мы сегодня выучили в жизни. Я попросила его закрыть глаза и
представить себе себя самого, окруженного иностранцами, желательно носителями
языка. Я попросила представить его, как он будет использовать полученные
сегодня знания. Сможет ли? Если да – то пусть представит, что он спросит. Как
ответит.
Собственно, этого хватило. Как-то
Станислав расслабился, и мы начали листать фотографии и просто общаться в том
формате, который ненавязчиво отработали на занятии. Мы спрашивали друг друга о
том, о сём, рассказывали истории. И Станислав не ошибался. И это было так
здорово!
А еще я отметила про себя, что он
совершенно не зевал, несмотря на то, что время было позднее, а точнее 11 часов
вечера. Он был такой бодрый, заинтересованный и не было желание свалиться и
уснуть у него.
Мы подвели кратко итоги нашего
занятия. В конце Станислав сказал, что он начинает понимать мою систему
преподавания и что он сам убедился, что она работает. Я бесконечно рада.
Мы весь урок говорили о жизни
Станислава. Он был в центре внимания. Ему было интересно рассказывать о себе, о
своих поездках, о друзьях, о любимой, о работе, обо всем. Несмотря на то, что у
меня был подготовленный план урока, я отказалась от него и провела урок в
свободном формате, в формате общения. В ходе общения я увидела потребность
выучить новую грамматику. В ходе общения мы отработали эту грамматику.
Этот урок прошел в формате
обучения в технике Dogme. Хотя конечно,
это больше, чем техника, это больше, чем метод, это больше, чем подход в
преподавании. Это направление, это течение, это новый курс, в котором обучение
происходит во время общения. Общение
строится на том, что интересно ученикам. Их жизненный опыт находится в центре
внимания. Словарный запас пополняется в ходе разговора, когда возникает острая
необходимость выучить то или иное слово или выражение.
Лично мне очень нравится
проводить уроки в таком формате, но, конечно же, дозировано. Все же для меня
пока что на данный момент важна моя золотая серединка, где я могу сочетать
различные подходы и добиваться хорошего результата.
Спасибо Станиславу за этот урок.
Было интересно, живо, совсем не скучно и весьма полезно.
А вам бы хотелось посетить урок в
таком формате?
Полная вдохновения,
Татьяна Бугаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий