вторник, 5 февраля 2013 г.

Мои мысли о преподавании и о себе.

4 года назад
Время идет и все вокруг меняется. Меняюсь и я. Возможно, просто взрослею.
Мне сегодня хочется написать снова о себе. И это не ода самой себе (хотя, конечно, было бы здорово оду себе написать). Хочется просто, чтобы вы представляли, чем я живу, особенно если вы хотите со мной заниматься.
Я уже писала о том, как менялось мое отношение к преподаванию и к себе как к преподавателю в течение прошедших трех лет здесь. Странно осознавать, что многое во что ты верил всей душой какое-то время назад, становится вдруг совершенно не значимым, а порой даже вызывает какой-то внутренний протест.

Так я верила в силу учебников, верила в силу книг по грамматике, верила в заучивание слов, верила в систему. Потом я вдруг разочаровалась во многом и стала верить в силу личного подхода, в свободу в выборе материалов, в силу коммуникативных игр. Я во все это верила и отдавалась этому всей душой. Но время шло. И я понимаю, что всегда будет приходить что-то новое, всегда будут разочарования в чем-то старом. Это жизнь. Сейчас есть ощущение, что я могу быть в серединке. Не впереди планеты всей. Не в хвосте. А гулять по всей длине поезда и брать то, что мне нравится из любого вагона.

А еще я очень верила в важность своей профессии. Наслаждалась тем, что я причастна к чему-то светлому и высокому. Было ли это так на самом деле? Не знаю. Наверное, в этом была доля самолюбования. Сейчас я понимаю, что люблю свою работу, но никакого сакрального смысла в ней нет. Она - хорошая, нужная, но не уникальная. 

Пару лет назад и до недавнего времени я очень верила в позитивное мышление. Тут, если честно, трудно сказать, что это было - позитивное мышление или манера общения, а может вера в то, что я просто обязана сделать своих учащихся счастливыми на своих уроках. Сейчас я даже не знаю, как это описать. Но вот проходит время. Вера в это уходит и приходит что-то новое. Скорее это принятие себя и других, в независимости от количества счастья или грусти.
Я выбрала для себя свой путь и он на самом деле очень не прост.

А теперь напишу о том, как я вижу преподавание в целом и поделюсь несколькими принципами своей работы.
Это то, как я живу и как я думаю. Возможно, что читая, вы будете с чем-то несогласны. И это хорошо. Пусть будет так.

1. Универсальность и Уникальность.
Я вижу в нашем городе столько новых школ и курсов иностранных языков. Многие позиционируют себя уникальными и инновационными. Я слежу за развитием сферы обучения иностранным языкам и, конечно, всегда смотрю о каких инновациях идет речь. Везде все засекречено. Молодые специалисты разрабатывают уникальные курсы, которые позволяют изучить язык за 3-4 месяца. Красота! Но я что-то не верю в это. Почему? Не знаю. Везде громкие слова и яркие презентации. Везде зарубежные школы и университеты. Почему меня не цепляет? Я вижу, к сожалению, во всем этом не уникальность. Отнюдь. Я вижу в этом попытку привлечь максимальное количество клиентов. А следовательно, сделать курс универсальным. Вообще, преподавание такая тонкая вещь. Ну не может в нем быть универсальности. Совершенно. Но это мое сугубо личное мнение, которое появилось в ходе работы с разными людьми в течение 3 с половиной лет. И вот как получается - уникальную методику какой-либо школы познают все больше и больше людей. Деньги идут. Бизнес развивается. Собственно да, цель достигнута.  В таком мире живем, друзья.
Что касается меня, тут все опять неоднозначно. Я вам совершенно серьезно говорю, что никаких уникальных методик, уникально разработанных курсов я не использую. Я работаю с тем, о чем сейчас говорит все профессиональное сообщество преподавателей. Это и работа с видео, это работа по развитию разговорных навыков, это творческий подход в развитии письменных навыков, это интеллектуальные карты и многое другое. Ничего засекречивать я не люблю. Вы можете почитать о моих уроках в разделе "Мои уроки". Есть какие-то идеи, которые появляются у меня время от времени, но ничего нового и глобального, инновационного я не придумала. Есть у меня такое мнение, что создание своего уникального подхода или методики - это дело всей жизни, наверное. Есть у меня такие примеры. Это Скотт Торнберри, который совместно с Люком Меддингом продвигает подход Догма, который предполагает обучение без сопровождающих материалов и который строится на общении и на потребностях учащихся. Знаменитый Майкл Льюис - основатель лексического подхода, который учит нас важности словосочетаний в изучении языка. Перечислять можно долго. Стоит почитать их блоги и книги, чтобы убедиться, что вся информация находится в открытом доступе, что никаких секретов нет, потому что новые методики возникают как реакция на старые. И здесь я вижу два пути. Либо мы развиваем старые методики и получаем новые, но в сути своей старые. Либо мы идем от противного и создаем противоположность старого, но отрицание старого все равно сохраняет в себе суть этого самого старого. Я думаю, это логично. Я считаю, что построить что-то стоящее можно только изучив и приняв старое. Хорошие преподаватели всегда ссылаются на авторитетные источники. Вот это я считаю верным и правильным. Считайте меня старомодной, считайте меня неправой, но я не верю в уникальность методик большинства школ иностранных языков. Хотя , конечно, есть очень успешные и популярные подходы.


2. Клиенты и Люди.
И снова буду писать о том, как я это вижу. Бизнес - это бизнес. В бизнесе  - клиенты. В бизнесе крутятся деньги. И все это очень хорошо. И я даже какое-то время назад мечтала, что и у меня будет успешная маленькая школа иностранных языков. Будет или не будет, конечно, не мне решать. Но я точно знаю, что я совершенно не готова к бизнесу. А школа это бизнес. И даже(!) у маленьких школ есть желание иметь поток клиентов. И человек, который приходит учиться, становится по мановению волшебной палочки маркетинга клиентом. Я бы даже сказала, что он становится Клиентом. Если что-то идет не так, Клиента ублажают и восполняют ему убытки (иногда). Если Клиент недоволен, его опять ублажают, предоставляя ему различные бонусы. Но Клиент в этой системе никогда не Человек. Он - Клиент. Он представляет всех тех, кто приносит деньги. Странно, что я об этом пишу. Собственно я не ругаю бизнес, я просто пишу о том, как я все это вижу.
В итоге, единственный, кому, возможно, будет дело до конкретного Человека, будет преподаватель. Не знаю, как часто преподаватель искренне заинтересован в своих учениках. Видела много преподавателей, но оценить никого не смогу. Очень уж это субъективно получится. И, конечно, все школы, вся система она имеет право быть. И она приносит много хорошего. Просто я пришла для себя к тому, что разница между Клиентом и Человеком равна одной Вселенной. Вселенной, которой живет и дышит Человек. Как-то хочется увидеть мне его Вселенную. Такое решение. Непростое.

3. Процесс обучения.
Я сама преподавала на курсах иностранных языков и была без ложной скромности очень хорошим преподавателем. На курсах на тебя со всех сторон давят рамки. Временные, методические указания, материалы, итоговый экзамен. Это тяжело. Мне было тяжело, потому что в моих группах были такие разные люди. Я помню каждого и помню, что примерно 30% учеников совершенно не вписывались в формат языковых курсов. Помню, что писала планы уроков. Разминочки, игры, новый материал, домашнее задание. Как-то даже находилось время и для творчества. Было увлекательно. Был и результат. Все это было. Ну и все помнят, что курсы продаются разом. Где-то по 48, где-то по 96 академических часов. А бывают акции, где есть всего 32 часа, чтобы осилить уровень. Разное бывает.
Но я пришла к другому.

Я стараюсь сделать урок максимально гибким. Бывает разминка перетекает в беседу на целых 40-50 минут. И я не останавливаю ее. Вообще планирование уроков стало другим. Теперь я всегда пишу 10-20 идей урока, разных игр, вариантов беседы, видео и так далее. И пишу какие грамматические темы возможны при различных вариантах развития урока. Чаще всего как бы ни пошел урок, я всегда успеваю дать что-то новое, в независимости от наполнения урока. Такая гибкость очень помогает слышать Человека. Видеть, где надо подождать, где сменить тему, где задержаться.  Я занимаюсь 2-3 раза в неделю (1 раз никак, совсем никак, даже если очень попросить, тоже никак). Урок длится 90 минут. Я не ограничиваю себя количеством часов. Я знаю требования для каждого уровня согласно европейской системе оценки владения иностранным языком (CEFR). Я не привязываюсь к учебникам. Я не привязываюсь ко времени. Я не привязываюсь к итоговым экзаменам.
Но здесь нет никакой супер методики. Я никому не обещаю чудес. Я делаю свою работу хорошо и это единственное, что я обещаю. Обещаю хорошо работать:) 
Сейчас у меня занимаются только индивидуально и я слышу каждого.

4. Только ли учить?
Стоит ли говорить, что для меня процесс обучения, сами уроки - это больше, чем просто уроки.  Это моя терапия. На уроках я счастлива, я с радостью встречаю своих учеников. Во время уроков я отключаюсь от своих переживаний или каких-то проблем. Когда мы рисуем, когда мы клеим, когда пишем забавные истории, когда смотрим фильмы, я воспринимаю это как терапию. Вот я здесь и сейчас создаю что-то красивое (или не очень красивое). И вот как-то здорово вот так ощущать это здесь и сейчас. 
Вообще, я считаю, что люди сейчас такие самостоятельные и вокруг имеется столько возможностей учиться самому, что как-то странно думать, что идут люди единственно только за знаниями. Я считаю, что люди идут за вдохновением, за верой, за волшебными пинками от лени, за новыми впечатлениями. Знания - это бонус неплохой в этом случае. 


5. Кого учить?
Вот тут вызову, наверное, недоумение. Хочу обучать только девочек, девушек, милых женщин. У меня последние полгода учатся только девочки и для меня это огромное счастье. Мы рисуем, мы слушаем музыку, мы смотрим романтичные фильмы, мы пишем стихи, мы говорим о чувствах. На уроках царит особая атмосфера. И хочется, чтобы в ней были только девочки. Дорогим мужчинам и тем, кто хочет овладеть бизнес английским, могу посоветовать прекрасного педагога. 
Бывает, что мне трудно с кем-то работать. Бывает человеку со мной не комфортно. Это жизнь. Расстаемся без обид (ну или с обидой, тут уж нам решать). Такое бывает. 
Я иногда представляю, что я молекула. Помните на химии нам рассказывали про валентность - количество свободных связей у молекулы? Так вот, мои связи не бесконечны. С какими-то людьми просто нет контакта. Честно говоря, нет в этом ничьей вины. Такое случается. Пришел, позанимался и ушел. А кто-то приходит и остается. 

А если кратко,то вот так:
Я - творческая натура и люблю творить на уроках, особенно рисовать.
Я - фантазерка. Люблю сочинять истории и писать стихи на уроках.
Я - девочка. Люблю романтические фильмы, песни, истории. Люблю говорить о чувствах.
Я - не волшебница. У меня нет уникальных курсов и волшебной пилюльки. 
Я - трудяжка. Люблю делать свою работу хорошо. Не люблю халтуру.


Всем пламенный привет,
Ваша я.
А это я сейчас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий