среда, 21 ноября 2012 г.

Сложное несложно.


Известно, что в английском языке существуют грамматические конструкции, которые не имеют аналогов в русском языке. Тем, кто изучает язык на высоком уровне, приходится не только понимать, отрабатывать, но и вводить естественным образом в свою речь.
Я искренне верю, что для того, чтобы начать употреблять ту или иную конструкцию в речи, необходимо  работать с широким контекстом, который выходит за рамки предложения и достигает уровня текста или речевой ситуации.
Я сегодня хочу написать о том, как мы вместе с моими учениками выучили очень сложное грамматическое время Past Perfect.  В русском языке отсутствует такое дробление времен, как в английском и это, соответственно, заставляет нас задаваться вопросом, зачем англичане придумали такое количество времен, когда неплохо можно обойтись и двумя-тремя. Иногда на курсах грамматические темы даются одна за другой, чаще всего без возможности поэтапного повторения и все эти нюансы и сложности грамматики постепенно забываются. Я всегда стремлюсь на своих занятиях обеспечить максимальное использование пройденных тем. Это помогает придать конструкциям больше универсальности, так как студенты сталкиваются с ними постоянно в различном контексте.
На прошлой неделе я проводила уроки по теме добрых дел, в которых мы обсуждали фотографии, рассказывали истории, смотрели видео.

Мои девочки Нина и Юля, которые готовятся к экзамену IELTS, сегодня занимались на основе заданного на дом текста и в который раз боролись с темой Past Perfect. С девочками я занимаюсь давно и многие грамматические конструкции мы с ними прошли и отрабатывали в упражнениях. Это было 2 года назад. Но как показывает практика, такое усвоение грамматики дает лишь временное понимание, но не учит использовать эти грамматические конструкции в речи.
Я также искренне считаю, что грамматику надо давать маленькими порциями, деля одну тему на несколько и постоянно повторяя каждый кусочек. Тогда все усвоится хорошо.

Вернемся к теме Past Perfect.
Эту тему я делю на 4 части и эти части иногда очень сильно разношу по времени презентации материала. Бывают случаи, когда речь студентов подталкивает меня дать тот или иной кусочек этой грамматической темы.

Употребление Past Perfect:
  • Одно действие в прошлом предшествует другому.
  • Для причинно-следственных связей в прошлом.
  • Для описания  опыта в прошлом.
  • Для косвенной речи.

Первые два пункта я даю последовательно, немного разнеся их по времени. Вторые два пункта образуют своеобразный блок, и я их даю позже.
Сегодня с девочками мы тренировали первый блок:  действия предшествуют друг другу и причины и следствия в прошлом.
Для тренировки этой грамматической темы я выбрала технику storytelling, которая дает большие возможности использования текста для различных трансформаций. Историю мы рассказывали, опираясь на картинку и текст.


Шаг 1
Я положила перед Ниной ряд слов, которые я выписала из текста, и попросила ее пересказать текст, используя все слова из списка. В это время Юля должна была делать пометки и затем восстановить рассказ Нины.

Шаг 2
После того, как Нина пересказала историю, я выдала девочкам много стикеров и попросила их записывать по одному факту из истории на стикер. Так как мы решили  все рассказать в прошлом, то у нас получилось 14 карточек, которые мы выстроили в хронологическом порядке согласно истории.


Шаг 3
Далее я на доске отметила 2 действия на линии времени и привела пример из истории, используя союзы when, after, before. 
After he had broken up with his ex-fiancee, he fell into a depression.
Подобным образом я показала на примере из нашей истории, как можно говорить о причинах и следствиях в прошлом.
Since he had broken up with his ex-fiancee, he fell into a depression.


Шаг 4
Далее мы начали играть со стикерами. Я отделяла по 2 стикера и просила, используя Past Perfect, делать длинные предложения. Стикеры хороши тем, что их можно переклеивать и показывать, как меняется положение двух частей предложения в зависимости от союза.


Так мы проработали все 14 карточек, и в конце урока я увидела, что девочки ВПЕРВЫЕ поняли, КАК это работает.
Вся работа была проведена устно, а дома девочки напишут эту историю, используя как можно больше выученных грамматических конструкций.
Это заняло у нас целый урок, но я и подумать не могла, насколько это задание будет эффективным.  Оказывается, не так и сложно объяснять сложное несложно.

Несложных вам уроков, друзья!



2 комментария:

  1. Татьяна, этот пункт в грамматике английского самый сложный (Past Perfect) и вообще все перфектные времена трудны для запоминания. Удивительно, что вы находите необычные способы его усвоения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина, благодарю за Ваш комментарий. Я постоянно нахожусь в поиске творческих способов усвоения и закрепления сложных грамматических конструкций. Я очень стараюсь и надеюсь, что это работает. Одно я заметила точно, мои ученики не боятся сложных времен и это тоже очень важно, по моему мнению. Еще раз благодарю Вас за отклик! Мне так приятно :)

      Удалить