четверг, 7 июня 2012 г.

Обманутые Ожидания


Дорогие друзья, в этой статье я буду писать о том, как правильно настроиться на изучение языка и правильно себя оценивать, как оставаться в позитиве и радоваться своим успехам.

Ну что же, начнем?
Я думаю, что сегодня очень популярно делать все БЫСТРО.  Я смотрю вокруг и понимаю, что многие люди ищут эффективный и быстрый способ либо похудеть, либо обрести счастье и гармонию, либо выйти замуж, либо наладить отношения в семье, либо родить ребенка, либо построить карьеру и получить высокую зарплату, либо накачать мышцы, либо … выучить иностранный язык.  Этот список можно продолжать бесконечно. Я задумалась, что же это: дань прогрессивному времени и темпу жизни или человеческая природа, которая не может и не хочет ни минуты промедления в исполнении своих желаний? Я точно не могу ответить на этот вопрос, но полагаю, что человеческая природа здесь очень даже замешана.  Это так естественно для нас желать чего-то сию минуту, немедленно и расстраиваться, если желаемое не исполнилось. Невозможно выносить здоровое дитя за 1 месяц, даже если очень хочешь, невозможно построить свою компанию за один день, даже если очень стараешься, невозможно стать профессионалом своего дела за 1 год, даже если очень нужно. На все это нужно время. И лично я считаю, что время нам неподвластно. Есть только иллюзия, что все контролируем мы – исполнение любой мечты и желания, удачное завершение проектов, получение повышения на работе. Это мое мнение, естественно оно может кардинально отличаться от вашего. 

Многие из нас ставят себе цели – высокие, важные, нужные. Нет ничего плохого в постановке задач и целей, но,  по моему глубокому убеждению, постановка целей должна носить характер планирования, то есть поэтапности и корректировки. Если ставить цель конечную из ряда невыполнимых и слепо следовать этому пути, то возможно, вас будет ждать огромное разочарование. Лучше не надо. Давайте будем к себе добрее.



Я приведу пример из своей жизни.
Мне было 22 и я неожиданно для себя решила, что хочу изучать немецкий. В институте выбор стоял между французским, испанским и немецким. В школе я 5 лет изучала французский и испанский, участвовала в олимпиадах. Но нет, меня было не переубедить, я загорелась немецким.  К счастью, на первом курсе я познакомилась с прекрасным преподавателем Натальей, которая зажгла во мне искорку, желание не только сдать государственный экзамен, а овладеть этим языком в совершенстве. Конечно, до совершенства мне очень далеко. В 22 у меня уже был опыт изучения языков, да и спеси 18 летней значительно поубавилось. Поэтому я составила для себя план, что каждый год я буду преодолевать по одному уровню владения языком и сдавать экзамены для получения международных сертификатов. Так я себе поставила цель – овладеть языком, но разбила путь на этапы, чтобы каждый год летом подводить итоги проделанной работы. Это было самое правильное решение для меня.  

Так за 3 года я, немного ускорив темп, дошла до продвинутого уровня, и сдала все возможные сертификаты, подтвердив свою компетентность.  Я занималась столько, сколько могла, не ставила себе цель 2-3-4-5 часов в день. На каждый этап составляла план действий, изучаемых тем, списки слов, словосочетаний, речевых клише. Это был прекрасный опыт, полный позитива и радости от проделанной работы.  Конечно, тут играет свою роль и расслабленность, так как от владения немецким не зависела моя судьба. Я видела на экзамене в Институте Гёте трясущихся, белых как мел, людей и понимала, что это не мой путь. Ни один экзамен не стоит этого. Я вдоволь напереживалась впоследствии с красным дипломом.  Как ни крути, а нервы дороже. На сдаче экзамена по немецкому в международном институте Гёте я разговорилась с одной девушкой, она сказала, что учит немецкий язык 9 месяцев. Я на тот момент изучала язык 2,5 года. Знаете, разница была колоссальная. Я была расслаблена и спокойна, а она умирала от страха и все твердила: «Если я не сдам, мне конец, мне конец, мне конец». Я тоже чуть не сошла с ума с ее мантрами. Так уж вышло, что мы попали на жеребьевке в пару на экзамене по речевым навыкам. Я немного нервничала, но меня очень выручили речевые клише, они дали мне время, миллисекунды, чтобы корректировать свою речь. Я блеснула идиомами, метафорами, словосочетаниями. Я получила 40 баллов из 40 за этот этап. Смогла бы я это сделать за 9 месяцев? Не знаю. Просто, наверное, у меня было время. И я очень этому рада.

Я думаю, что каждому из нас надо задуматься над тем, насколько важна цель изучения языка и, наверное, не стоит ее переоценивать. Язык нельзя выучить с разбегу, размаху, подскока. Пусть это займет 3 года, но пусть это будет для вас радостью от выполненной работы, а не разочарованием.

Другой важный аспект – это критика. Я сама очень люблю себя покритиковать и побичевать. Ой, как люблю. Только ничего хорошего это не приносит. Я уже почти год занимаюсь тем, что искореняю эту вредную привычку, так как во мне она развила тенденцию к тому, что в себе я стала всегда видеть только недостатки и недочеты, мотивируя себя фразой: « А ты могла бы и лучше…». Это страшное оружие против себя любимой. Оно разрушает изнутри. Я поняла, что и в жизни я вижу и запоминаю только плохие моменты, моменты, где меня обидели, унизили, где я ошиблась. Мне очень помогло преподавание. Я так искреннее радовалась маленьким успехам своих студентов и видела в них только хорошее, что это исподволь, шаг за шагом изменило и меня внутри и мой настрой в жизни.

В самокритике будьте осторожны. Ведь в этом трудно быть объективным.  Мы видим себя через такую призму, что трудно себе представить насколько преломляется истинное изображение.

Стремиться к лучшему хорошо, но не замечать своего прогресса, твердить о постоянном недовольстве собой, ругать себя по поводу и без – друзья мои, это не выход. Более того, это больно видеть мне, как преподавателю. Ведь я вкладываю в вас душу, а вы моей душой или маленьким ее кусочком остаетесь недовольны. Тут, можно возразить, мол, мы недовольны собой, а не преподавателем, но разве не вместе мы проходим этот путь, разве не вместе мы преодолеваем препятствия? Наверное, глупо, но все же я попрошу вас быть к себе добрее, ну и ко мне можно заодно тожеJ

Как же все-таки оценить свой успех и при этом не скатиться до уровня самобичевания ?

Я очень советую записывать с определенной периодичностью свои успехи, начиная со слов «Я могу». Не пишите о том, что вы не можете. Я если напишу все, чего я не могу или не знаю, то получится библиотека имен Ленина.
Я всегда советую использовать диктофон, но делайте это не на занятии, а в расслабленной обстановке, дома или в офисе, когда все ушли по домам. Переслушивайте записи спустя месяц или два, не слушайте их постоянно. Вы увидите, как вы выросли за этот период.

Искусство маленьких побед. Не уставайте себя хвалить за маленькие победы, именно похвалу и заинтересованность я считаю истинной мотивацией. Возможно, это неверно и зависит от психотипа, но, друзья, я не претендую на что-то. Я просто говорю, как я вижу это из моей практики. Я видела тех, кого стыдили и ругали, не сильно, возможно, для профилактики и даже за дело, возможно, но на моей замене эти люди были совершенно скованы и не хотели со мной играть и открываться, так для галочки, отсидеть и ладно. Так что, я для себя решение приняла  еще давно – я ругать, стыдить, винить никого не буду. Я буду хвалить, помогать, окружать заботой и любить. Для меня это единственный путь.  Так хвалите же себя – за правильно использованную форму глагола, за правильный порядок слов, за выученное слово, за правильный ответ. И, пожалуйста, не циклитесь на ошибках. Ой ой, ошибка…. Фьююю, можно подумать! Дела на копейку! Посмеялись и пошли дальше. А в блокнотике после занятия пометили «Повторить такую-то тему» и больше не возвращаться к негативному переживанию сделанной ошибки. 
Мне пришлось долго работать над собой, чтобы избавиться от привычки себя критиковать и ругать. Я даже сочинила себе хвалебную песнь о том, какая я умница разумница и молодчинка. Так не проходите мимо этого метода, напишите себе похвалюшку и говорите ее вслух или про себя на уроке и при выполнении домашнего задания. Формируйте положительный образ, а не образ неумехи и неудачника!

Не бегите вперед паровоза.  Приберегите энергию для завершения текущего этапа, не пытайтесь обогнать себя. Я видела и такие случаи, люди переходили с начального уровня сразу на средний, это очень похвально, но дырки и пробелы все равно останутся, даже если финальный экзамен будет сдан. Будьте осторожны и не пробегайте мимо стратегически важных станций.

Корректируйте свой курс. Не надо слепо идти на вами воздвигнутый маяк, возможно, там скалы и обрыв и тютю, лететь далеко и падать больно.  Если вы чувствуйте, что нагрузка на работе вам не позволяет уделять языку столько времени, сколько вы хотите, расслабьтесь и получите от возможного времени все самое лучшее. Пусть это займет больше времени, зато вы будете на позитиве и в спокойном состоянии ума. Нет ничего страшнее беспокойствия и видимой активности. Пустая трата времени. Получается заниматься 3 раза по 2 часа с преподавателем и 3 раза по часу дома -  прекрасно, распланируйте это время так, чтобы оно приносило максимум пользы. Не надо сетовать на то, что времени мало, а вот другие тратят 8 часов на английский в день, а я дурак.  Каждому свое. Идите своим ходом и корректируйте свой курс.

Не сравнивайте себя с другими. Вот уж и правда ловушка! Ох, сколько она делает нам в жизни бед! Подумайте, сколько раз вы сравниваете себя с другими и сетуете на несправедливость жизни! Для меня это большая проблема. Но я борюсь. Боритесь и вы. У каждого своя дорога, у кого-то длиннее, у кого-то короче. И не нам решать, кому какая дорога достанется.

Я думаю, статья получилась немного личная и разговор шел о вещах очень тонких. В следующей статье я расскажу вам об этапах изучения языка, критериях оценки владения языком, приведу примеры речи для каждого уровня. Таким образом, вы сможете правильно составить план изучения языка и быть правильно настроенными психологически.
И знаете, друзья, все, что предлагается вам в изучении языка БЫСТРО – это приманка, и она рождает очень высокие ожидания. А мы затем обманываемся.  

Не ждите чуда, чудите сами!


Комментариев нет:

Отправить комментарий