среда, 13 июня 2012 г.

Правильные Ожидания


Как я и обещала ранее, я продолжаю раскрывать тему ожиданий от изучения языка. Я писала здесь о завышенных ожиданиях и возможных психологических причинах.  В изучении языка я предлагаю вам планирование и поэтапность, чтобы не пытаться откусить слишком большой кусок, так сказать. И сегодня и поделюсь с вами тем, что знаю о делении языка на уровни и соответствующих навыках для каждого уровня. Я могу сказать, что я изучала этот вопрос еще до того, как начала преподавать. Я внимательно изучила деление на уровни, когда занималась немецким языком, и это мне очень помогло ожидать адекватных результатов и быть довольной своей работой. Будьте внимательны, читая, и  после прочтения попытайтесь составить свой план изучения языка.


Я не хочу загружать вас лишней информацией, датами и именами. Я постараюсь вам дать выжимку того, что было прочитано мной. Информация, которой я располагаю, взята из книг по подготовке к международным экзаменам FCE, CAE, IELTS, PET, а также с официального сайта University of Cambridge. При сдаче экзаменов по немецкому языку я ориентировалась на книги по подготовке к каждому из них, а также официальному сайту Goethe Institut.

При делении изучения языка используется общепризнанная система CEFR (Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment), которая была разработана и вступила в силу с 1989  года.  Деление на уровни владения языком согласно этой системе признано на территории Европы и во многих других странах.  Хочу сразу оговориться, что деление на уровни и в других странах соответствует CEFR, но для каждого уровня используются другие названия. Я считаю эту систему универсальной и максимально объективной.

Система CEFR делит язык на 4 огромных области (domains):
  1. Личный (Personal)
  2. Общественный (Public)
  3. Образование (Educational)
  4. Профессиональный (Occupational)

Таким образом,  практически все изучаемые темы попадают в одну из выделенных областей. А это значит, что тому, кто изучает язык, нужно уметь оперировать во всех областях. Хотя здесь возможны отклонения, например, на среднем уровне возможно фокусироваться исключительно на профессиональной лексике, если это  является целью.

Какие же критерии учитываются при определнии уровня владения языком?
Всего их 5:
  1. Разнообразие словаря (Range of Vocabulary)
  2. Грамматическая правильность (Accuracy)
  3. Плавность  и скорость речи (Fluency)
  4. Умение взаимодействовать с собеседником (Interaction)
  5. Связность речи (Coherence)

Разнообразие словаря
Чем выше ваш уровень владения языком, тем больше слов по теме вы можете использовать, можете использовать синонимы, метафоры, идиомы. Все это говорит о высоком уровне. На начальных уровнях изучаются базовые понятия, основные слова, закладывается система, которая в последствии поможет вам построить на ее основе ассоциативные ряды  - однокоренные слова, синонимы, антонимы. Начальные этапы очень важны и относиться к ним хуже, чем к высоким не мудро. Москва не сразу строилась.

Грамматическая правильность
В этот критерий входит правильное использование грамматических конструкций, характерных для каждого уровня согласно своей сложности. Например, на начальных уровнях это умение использовать Present Simple,  модальный глагол can и так далее.  На среднем уровне уже необходимо уметь использовать значительное количество времен, условные конструкции и т.п.

Плавность и скорость речи.
Плавная речь звучит очень естественно, поэтому в этом критерии важно не то, насколько быстро вы говорите, а насколько плавно, связанно и естественно звучит речь. Лично я считаю, что активно и усердно начинать работать над плавностью речи нужно начиная со среднего уровня, когда в голове улягутся основные грамматические конструкции и пополнится лексический состав.  В литературе по подготовке к экзамену IELTS я видела термин «стиль, близкий к стилю носителя языка». Такой стиль отличается от русского языка очень сильно и на высоких уровнях желательно работать именно над стилем речи, помня об этих различиях.

Умение взаимодействовать с собеседником.
В этот критерий входит способность начать, продолжить, поддерживать беседу  в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи. Например, вы должны уметь извиняться, если наступили на ногу или уметь объяснить дорогу иностранцу.  И в каждой из ситуаций взаимодействий с собеседником будет требовать различных средств.

Связность речи / сообщения.
Этот критерий достаточно близок к критерию плавности, но есть очень важное отличие. Связность предполагает логическую связность сообщения, которая выражается в использовании различных союзов, вводных фраз, так называемых мета текстов, которые помогают собеседнику следить за мыслью автора сообщения.  К таким мета текстам относят выражения типа «Кстати говоря,..», «Я начну свое сообщение с …», « Далее я буду говорить о …», «В заключение хочу сказать …».

Теперь, когда мы познакомились с основными критериями, которые определяют уровень владения языком, можно перейти к собственно делению на уровни. 
Всего выделяют 3 этапа и в этих этапах по 2 уровня, в каждом уровне по 2 подуровня. 
Схема выглядит так:

Этап A - начальный

А1 Beginner
А1.1 Beginner 1
А1.2 Beginner 2

A2 Elementary
A2.1 Elementary 1
A2.2 Elemenatry 2

Этап B - средний

B1 Pre-Intermediate
B1.1 Pre-Intermediate 1
B1.2 Pre-Intermediate 2

B2 Intermediate
B2.1 Intermediate 1
B2.2 Intermedate 2

Этап С - продвинутый

C1 Upper Intermediate
C1.1 Upper Intermediate 1
C1.2 Upper Intermediate 2

C2 Advanced
C2.1 Advanced 1
C2.2 Advanced 2

Для каждого уровня я приведу описание и видео образец. 

A1 Beginner
Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/ представить других, задавать/ отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.

Для достижения этого уровня необходимо 75 академических часов занятий (если считать с нуля). 

A2 Elementary
Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т. п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.
Для достижения этого уровня необходимо около 230 академических часов занятий. 

Видео-образец для анализа собственной речи:




B1 Pre-Intermediate
Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т. д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосно­вать свое мнение и планы на будущее.

Для достижения этого уровня необходимо около 400 академических часов занятий (если считать с нуля). 

Видео-образец для анализа собственной речи:



B2 Intermediate
Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений.

Для достижения этого уровня необходимо около 600 академических часов занятий (если считать с нуля). .

Видео-образец для анализа собственной речи:


Бизнес английский - образец:




C1 Upper-Intermediate
Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов.

Для достижения этого уровня нужно 800 академических часов занятий ((если считать с нуля). 

Видео-образец для анализа собственной речи:



C2 Advanced
Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях.

Для достижения этого уровня нужно около 1200 академических часов занятий (если считать с нуля). 

Видео-образец для анализа собственной речи:



Теперь вы знаете все о делении на уровни и можете сами разобраться, что к чему. 

Для тех, кто хочет сдавать международные экзамены для учебы или для продвижения по службе я привожу сводную таблицу экзаменов относительно системы CEFR:

Я искренне надеюсь, что эта статья помогла вам понять на какой стадии изучения языка находитесь вы и спланировать свои дальнейшие действия, возможно, вместе с вашим преподавателем. 

С пожеланиями удачи и искренней любовью к вам, друзья!


Комментариев нет:

Отправить комментарий