понедельник, 3 июня 2013 г.

Осознанное чтение.

Сегодня я хочу написать о чтении книг на английском языке. Я читаю достаточно много и думаю, что могу вынести на суд свое скромное суждение. 
Вчера я, собираясь на пляж, открыла свой ящик с книгами на английском языке. Их там уже скопилось не мало. Многие из них уже прочитаны и ждут новых хозяев или повторного прочтения, но есть и забытые, всеми покинутые книжки. до которых у меня когда-то не дошли
руки или которые я купила в порыве читательской страсти, но потом страсть ушла, а книжка осталась. В своем цветастом ящике я нашла книгу автора Сидни Шелдон. Я мало знакома с творчеством этого писателя, но его книгами зачитывалась в свое время одна моя подруга. Для пляжа мне хотелось легкого чтения и я решительно взяла ее в руки и положила в сумку.
Устроившись с удобством на Зеленом пляже на Елагином острове, я открыла книгу. Ух ты! А там слова подчеркнуты. Значит, я ее уже начинала читать, но бросила. Просмотрела, пролистала - ага, прочитано чуть больше 50 страниц, далее пометок нет. Мне уже как-то стыдно бросать ее и я настроена дочитать ее до конца. 
Открываю книгу на первой странице и смотрю на выделенные слова. Какой кошмар. Что это вообще за слова? Такие трудные. Смотрю на них и прямо как-то неудобно перед самой собой. Читала - читала, подчеркивала, а в голове ничего не осталось. 
И тут мне в голову пришла мысль, что с того времени, как я читала эту книгу, много воды утекло. И что важно  - я изменила свое отношение к чтению и к работе со словами во время чтения, и вот выстроилась у меня в голове стройная система всего, что было осмыслено по поводу книг.  

Погружение.
Я буду использовать этот термин, чтобы точнее передать смысл такого чтения. Я так читала книгу про историю взлета и падения знаменитой Анны Болейн. Эту книгу мне привезла из Лондона моя подруга Анастасия. Я думала, что это исторический роман и отложила ее. Почему-то я подумала, что книга скучная. Но вот однажды я залюбовалась обложкой книги и решила хотя бы начать. Это было вечером. Я очнулась в 5 утра, прочитав треть книги. Я забыла о том, что читаю на иностранном языке, я летела вперед, не отмечая слова или конструкции, мне было наплевать на них. Скорее скорее, нужно узнать, что же там дальше!
Я вообще забыла про то, что это книга на английском языке, не родном для меня. В тот момент я поняла, что впервые я "погрузилась" полностью. Думаю, что обязательным условием будет то, что книга должна быть вам интересна. Соответственно, никакой карандаш я в руки не брала, ничего не выписывала. Цели выучить слова не ставила. На выходе: обалденное чувство "летящего" чтения, радость и желание читать еще и еще. Абсолютно аналогичным образом я "съела" книгу "Воды слонам". 

Пометки на полях. 

Другая книга и другая история. Книга называется "Искупление", по которой снят Оскароносный фильм. Ее я читала достаточно давно. Вся книга исчиркана, на полях заметки, слова подчеркнуты. Читала я эту книгу долго, двигаясь по 15-20 страниц в день. Процесс выглядел так: в время чтения я что-то подчеркивала и писала заметку. Далее я никогда не возвращалась к прочитанным страницам и выделенным словам.




Списки, списки.
Следующая книга и еще одна попытка выучить слова и уметь использовать их в речи. Книга Елизабет Гилберт "Ешь. Молись. Люби". Вот возьму сейчас книгу в руки - ага, слов много подчеркнуто, но заметок нет. А это значит, что где-то в моих блокнотах есть списки слов из этой книги. Хм. Блокнотов у меня накопилось 7 за 2 года. Я клятвенно себя обещаю, что когда-нибудь я разберусь с ними и ненужные выкину, но руки не доходят, как всегда у меня. Книга мне очень понравилась в свое время и я запомнила несколько слов и выражений из этой книги. Странно звучит. Сейчас гляну, сколько страниц. 348. И вот прочитав 348 страниц, я могу сказать, что запомнила только несколько слов и выражений. Печально. Но все же лучше, чем ничего! А ведь я писала списки, я блокноты свои всегда с собой таскаю (даже на пляж!). Значит, учила, значит возвращалась к ним время от времени. Но вот, не размышляя особо, не могу припомнить слова из этой книги.



Приложения.
Когда мне мой муж подарил новый телефон, я загрузила туда столько всяких приложений и так радовалась, нажимая на кнопочки. Все красочно и так удобно. Посмотрим, что же с книгой. Следующая книга в эпоху моей смартфоновости - "Хорошо быть тихоней" автора Стивена Чбоски. По роману также снят фильм. От книги я в восторге. Читала я ее на одном дыхании. Но тут решила, что смартфон тоже должен поучаствовать в этом процессе, не зря он такой умный. Я поставила программу СловоУч (slovoych.ru), которую мне посоветовал когда-то один мой ученик. Я старательно заносила туда слова и даже делала упражнения. Потом я поставила программу Evernote и каждый день заносила туда слова, чтобы потом вернуться к ним. Не вернулась. И вообще потом спустя месяцы была жутко удивлена обнаружить эти списки в заметках. Ну это я. У меня с техникой особые отношения. Моя ученица Ирина пользуется приложением EasyTen. Так что можно и его попробовать, если возникнет желание. Слов я запомнила больше, но не благодаря приложениям, а тому, что писала про эти слова в группе Вконтакте. Но возможно, что вам подойдет именно такой подход. 



Осознанное чтение.
И вот она я, лежу на пляже, у ног плещется речка, травка зеленеет, солнце жарит нещадно - это у нас в Питере лето началось так радостно с температурой 28 градусов и безоблачным небом. В руках у меня книга Сидни Шелдона. Я открываю ее на первой странице и начинаю читать. Главный герой - успешный бизнесмен, миллиардер. На первой странице я знакомлюсь с главным героем и вдруг мне приходит в голову мысль: а что если я не буду выписывать списки слов? Блокнот уныло смотрит на меня, сверкая белизной листа. Ну что же, не буду списки выписывать. Но рука так и тянется что-то записать. И вот я смотрю на новые слова и выражения и начинаю их группировать. Вот тут автор описывает внешность главного героя, здесь характер, дальше он описывает спутницу этого миллиардера и снова много слов о внешности. Я их записываю в соответствующую группу. Далее миллиардер со своей любовницей отправляется на яхте на остров Сардиния. И тут я вижу интересные слова для описания природы и пейзажей. Что важно: я смотря на слово спрашивала себя: "Детка, а оно тебе нравится?" И если внутренний голос говорил: "Да, да, такое красивое, такое необыкновенное, скорее пиши!", то я это слово выписывала. Слова должны нам нравиться, мы вольны их выбирать. Важно понимать, зачем нам слова. Я, выписывая каждое слово, представляла себе ситуацию, когда я могла бы использовать то или иное слово. Читаешь медленнее, но после прочтения в голове четко остается мысль, что со словами я поработала. Они разделены на группы и какая-то часть даже застряла в голове. Такое вот осознанное чтение с анализом слов и собственных потребностей. Можно читать одну главу, затем перечитывать ее и прорабатывать так, как я описала выше. 



Аудио книги.
Отдельно хочу написать об аудио книгах. Я считаю, что это прекрасное средство погружения в язык. Когда я слушаю аудио книги, я ленюсь останавливать аудио файл и что-то записывать. Чаще всего я слушаю их в метро или на прогулке. Не до блокнотов, знаете ли. Так что - наслаждайтесь и погружайтесь.

Целевая работа с аудиокнигами. 
Я опробовала эту технику на своей ученице Вере. Мы взяли книгу про Гарри Поттера в бумажном варианте и в формате аудиокниги. Я помогла Вере разобраться. как с этим работать и сейчас Вера читает и слушает сама. Я попросила Веру прочитать один абзац, спросила ее, насколько понятна суть написанного. Объяснила пару тройку новых слов. Далее я включила аудио и мы прослушали этот абзац несколько раз, чтобы в конце без текста было понятно, о чем речь. Далее мы снова взяли в руки текст и проработали слова, которые голосом выделяет актер. Потом мы проработали паузы. И вывели несколько важных правил. В заключение мы прочитали абзац вместе с актером. 




Если перед вами выбор читать или не читать. ответ только один - читать! Я думаю. что есть смысл читать с погружением и читать осознанно, не важно какие техники заучивания слов вы выберете. 

Тем, у кого маленький уровень  советую читать адаптированные книги. которые продаются в книжных магазинах по городу. Не сочтите за рекламу, но я всем советую магазин Британия. который находится у метро Маяковская на улице Марата. Там очень хорошие книги по невысокой цене, выбор огромный и есть много адаптированных книг. 

Закругляюсь и еду в парк дальше читать книгу Сидни Шелдона! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий