Сегодня мне хочется написать о
своих учениках, точнее об одной ученице, которая достойна того, чтобы о ней
писали. Кому-то уже знакомая, а кому-то
совершенно нет, но вот она, моя дорогая, искренне любимая Юлия. Много хочется
написать, даже не знаю, с чего мне лучше начать. Наверное, с начала – с того, как мы
познакомились.
Юля обратилась ко мне о
рекомендации своей подруги и по совместительству моей студентки на тот момент. Мы
договорились о встрече, на которой я должна была поговорить с Юлей о том, чего
она хочет и ожидает от занятий. Также я поговорила немного с Юлей по-английски,
чтобы понять, на каком она уровне и какие есть пробелы в знаниях. С первого
взгляда я поняла, что Юля очень аккуратная, ответственная девушка. Разговаривает очень спокойно,
адекватно оценивает свои возможности и силы. Это было в августе 2012 года.
К занятиям мы приступили в
октябре, после того, как я вернулась из чудесного отпуска на море. Юля изучала
язык в школе, продолжила изучать его в институте. Но, к сожалению, по
программе ВУЗа английский язык заканчивался после 2 лет обучения. Соответственно, Юле необходимо было что-то
решать, так как долгие паузы в изучении языка возвращают нас к самому началу.
Мы начали заниматься по программе
курса Intermediate, делая упор на разговорную практику. Первые занятия мы
присматривались друг к другу. Порой мне казалось, что нет, не сработаемся, но
спустя месяц- полтора с начала занятий мы нашли наш темп занятий, который
подходил нм обеим. Я заметила, что у Юли, как и многих моих учеников, есть
проблема с навыками общения на английском языке. Многие грамматические темы Юля
знала, но употреблять не могла. Честно говоря, в голове у нее была каша-каша.
Времена переплетались у нее в сознании чудным образом и я не могла понять
правила, по которым Юля ориентируется в разговоре. Поэтому я начала
продвигаться вперед маленькими шажками. Разбирали время за временем. Конструкцию
за конструкцией. Большую часть времени я заставляла Юлю говорить
.
Проблема была
не столько в грамматическом кавардаке в Юлиной голове, а скорее в том, что
она
упорно не хотела говорить, развивать свою речь. Но я не отступала и медленно, но верно мы
двигались к намеченной цели. Я думаю,
кто-то из вас сталкивался с похожей проблемой, когда говорить тяжело, мыслей
никаких и преподаватель тянет из вас слово за словом, как клещами. Мне лично
кажется, что это связано с несколькими факторами: здесь и темперамент человека,
и прошлый негативный опыт изучения языка, и атмосфера на занятии. Я
придерживаюсь мнения, что это скорее психологический фактор, чем
лингвистический. В этом случае преподавателю нужно так строить занятия, так подбирать
материалы, чтобы максимально расслабить ученика. Я использовала много видео на
уроках, видео, которые рассказывали удивительные истории. Я использовала
коллажи, плакаты, мы много рисовали.
Меня особо привлекает работа с видео на
уроках. Я использую на своих занятиях красивые короткометражные фильмы, которые
не оставляют никого равнодушным. Так постепенно Юля начала рассказывать истории,
которые она видела в фильмах, начала говорить о характерах персонажей.
Постепенно мы начали соотносить истории, рассказанные в фильмах с собственным
опытом и так я начала узнавать Юлю. Я боюсь обобщать, но я заметила у Юли такую
вещь: в самом начале она говорила очень мало, катастрофически мало, но ошибок
было не скажу, что много. Затем спустя месяц или полтора Юля расслабилась на уроках и начала говорить
все больше и тут, как по мановению волшебной палочки, поднялся такой слой
ошибок. Как будто до этого Юля сдерживала психологически этот барьер. Посыпали
мелкие ошибки, где-то смешные, где-то по невнимательности.
Я следила за развитием событий: я понимала,
что это уже победа, изменения, пусть со стороны негативные, но это изменения. А
значит процессы идут. И так, Юля начала значительно больше разговаривать, но и
ошибок стала допускать больше. Теперь я начала использовать все техники
исправления ошибок, которые я знаю. С
Юлей я работала предельно аккуратно, понимая, что неосторожное слово может нас
опять вернуть в самую начальную точку. К Новому году Юля уже без проблем
использовала всю линейку времен, включая сложные времена, такие как Present
Perfect Continuous. Грамматику я давала Юле в разговоре, когда Юля так или
иначе чувствовала потребность в той или иной конструкции.
Занятия я
сопровождала материалами из учебника FCE Result и Wishes для уровня Intermediate. Я не следовала строго
структуре учебника. Но подбирала и комбинировала темы так, чтобы можно было
использовать видео и другие ресурсы. Также я отказалась от идеи впихнуть в Юлю
как можно больше лексики. На каждой лексической теме мы задерживались довольно
долго. Мы учили идиомы, учили слова и выражения и раз за разом тренировали до автоматизма. Причем это не было муторно и нудно. Все происходило в игровом
формате. В разговоре я заставляла Юлю использовать выученные слова и выражения.
После Нового года у нас был довольно длинный перерыв в занятиях – около полутора
месяцев. За это время кое-что забылось, но в целом Юля чувствовала себя намного более уверенно, чем
раньше. После перерыва, уже весной, мы занимались в обычном режиме и даже
успели захватить тему по подготовке к сдаче международного экзамена IELTS,
академический модуль.
В конце апреля мы закончили наши
занятия и сказали друг другу «До свидания!»
За время занятий Юля приучилась
после каждого занятия писать краткое содержание урока в нашей закрытой группе
Вконтакте. Я прошу всех делать это, не лениться. После каждого занятия
подводить маленький итог: перечислять выученные темы, слова и выражения. Юля
это делала каждый раз. Каждый. Спасибо ей за это. Она единственная делала это с
завидным постоянством.
Юля никогда не отменяла занятия.
Только один раз, когда попала в ДТП. Я очень Юле благодарна за ее упорство. За то, что она ходила без пропусков. Такое посещение занятий обеспечивает успех.
Когда наш курс подходил к концу,
я начала анализировать пройденный материал и результаты. Очень интересным мне
показался тот факт, что, будучи не первоочередной задачей,навыки восприятия
речи на слух значительно улучшились. Юля стала очень хорошо понимать речь в
видео. В музыке. В фильмах. В диалогах, которые мы слушали. Я не уделяла этому особое внимание. Такой
очень приятный побочный эффект.
Больше внимание я уделяла анализу
речи , как носителей. так и не носителей языка. На более позднем этапе мы стали
анализировать собственную речь.
Подводя итоги курса, я выделила
несколько больших блоков, на которые можно разделить весь пройденный материал:
Работа с видео материалом .
Здесь мы развивали навыки
рассказывать истории и делать предположения. На самом деле работа с видео очень
многогранна – я стараюсь максимально использовать материал и проработать как
можно больше грамматических тем в ходе просмотра.
Навыки общения.
Здесь мы уделяли время таким вещам, как что-то предлагать, о том, как выражать сожаление о чем-то, как соглашаться и не соглашаться, как высказывать
свое мнение и другое. Здесь упор делался на использование языка в жизни.
Грамматика.
В этом блоке собраны все грамматические
темы, которые мы прошли.
Идиомы.
На этом уровне мы очень много
работали с идиомами. Мы не учили много идиом, но ставили целью уметь
использовать те, что были выучены спонтанно в речи без заминок.
Лексические темы.
Как я уже писала ранее, я не
стремилась вдолбить как можно больше слов, мы учили умеренное количество слов и
долго их отрабатывали в речи и в играх.
Средства языка для плавности
речи.
Здесь мы выделили несколько фраз
и слов, которые делают речь более естественной и плавной, а также спасают от
неизбежных пауз в речи.
Хочется отметить, что я разделила
вес материал на своеобразные блоки, но, пожалуйста, не думайте, что мы
занимались, переходя от одного блока к другому. Как бывало в школе у нас: «Так, дети, открыли
тетради, пишем диктант. Закрыли тетради – рассказываем стихотворение». Нет, такое я не приветствую. Я стремлюсь к тому, чтобы серия уроков была
объединена одной темой. Чаще всего центром является видео. Видео подобраны по
различным темам: путешествия, маленькие радости жизни, здоровый образ жизни, детские
воспоминания и так далее. Вокруг видео
возникала лексика, либо я помогала с новыми словами, либо подбирала
какой-то
хороший текст по теме с множеством слов. После просмотра видео наступала пора
обсуждения. Работы с грамматикой, которая может быть использована для
обсуждения видео. Все взаимосвязано и для меня это очень важно. Я не могу
прыгать с текста про крокодилов в Амазонке на диалог о деньгах, как это бывает
в некоторых учебниках. Для меня это смерть.
И так, к чему же мы пришли за
полгода занятий?
От коротеньких простых
предложений к плавной речи на высоком уровне. Я здесь опубликую то, что Юля
говорила на последних наших занятиях, когда мы обсуждали планы на будущее. И
это было не просто пара предложений с простейшей грамматикой. Судите сами:
Well, as for my future plans, that’s a big question. I
actually haven't got the foggiest idea about it. But I certainly want to do
something interesting because boring job like doing paper work bores me to
death. However I’d like to have successful career with competitive salary in
order not to work for a peanuts. Then I hope I will be able to travel all over
the world. I want to travel not only for fun but to learn more about cultural
differences and to try new cuisines that are differed by region.
Actually I do want
to start a family. But I hope I won’t have to leave my city otherwise I will
see my parents rarely. But you can’t have your cake and eat it. Actually I
don’t want to be torn between my future family and my parents. So if I have to
leave St. Petersburg I will take them with me thus I will be on the top of the
world.
So to my mind
future is open!
Я считаю, что Юля проделала
огромный путь:
- преодолела психологический барьер,
- преодолела страх допустить ошибку,
- преодолела свою немногословность,
- открыла в себе творческий потенциал,
- упорядочила грамматику,
- научилась плавно говорить,
- развила положительное отношение к процессу изучения языка.
Вот так, написав все это, понимаю,
как много мы сделали, каких успехов добились.
Я желаю Юле удачи в дальнейшем, я
верю, что все у нее получится!
С любовью и радостью,
Ваша я.
Комментариев нет:
Отправить комментарий