Сегодня мне хочется написать об
уроках с моей новой ученицей, которую зовут Валентина. Этот человек очень
заряжает меня, после уроков с Валей мне хочется творить и делать уроки еще
лучше. Валентина, огромное Вам спасибо за то, что выбрали меня! Я очень
счастлива обучать Вас.
Валентина пришла ко мне учиться
совсем недавно, в начале октября. Мы
подробно обговорили пожелания к курсу и занятиям, наметили цели нашего курса и
приступили к занятиям. У Валентины опыт изучения языка, как и у многих из нас,
начался еще в школе. Далее был институт, и затем горячее желание все же
заговорить по-английски и курсы английского языка в одной из языковых школ
города. Валентина, в итоге, решила
попробовать индивидуальные занятия.
Чем мне нравится индивидуальный
подход, так это тем, что можно очень эффективно и быстро восполнять пробелы в
знаниях. Так буквально за пару занятий мы решили все вопросы, связанные с
прошедшим временем Past Simple. Я отказалась от грамматических упражнений и
попросила Валентину писать отчеты по урокам после каждого занятия. Первый отчет
– много ошибок. Второй – много. А вот уже четвертый, пятый – единичные ошибки
по теме прошедшего времени. Более того, вслед за отчетами, как-то автоматически
количество ошибок по этой теме существенно уменьшилось в речи. Это очень
быстрый прогресс, это показатель эффективности занятий. Я знаю такие случаи, когда люди, изучая язык
довольно долго, все равно в речи делают ошибки в прошедшем времени.
Но сегодня я решила написать о
том, что меня необыкновенно вдохновило и открыло глаза на область фонетики
языка и правописание слов.
В ходе предыдущих занятий я
увидела, что у Валентины есть сложности с написанием слов, причем в основном
ошибки Валя делает в словах с дифтонгом [ai]. И я поняла, что нужно что-то
делать. Я же вижу, что у человека нет понимания, что происходит с буквами и
звуками. Не соотносится одно с другим. И если всё оставить так, как есть, то,
возможно, пройдут долгие месяцы, прежде чем Валентина сама заметит какие-то
закономерности или просто запомнит написание слов с проблемными для себя
звуками. Это во-первых. А во-вторых, я вижу, что девушка очень нацелена на
результат и вот эти повторяющиеся ошибки в написании раздражают. Ведь я
исправляю аккуратно. Каждый раз. Бесит, наверное! Так что мною было принято волевое
решение заняться на среднем уровне владения языка некоторыми вопросами фонетики
английского языка.
Пару слов о том, что я думаю об
этой области языка в рамках преподавания индивидуально и на курсах. Я считаю,
что необычайно сложно вместить материал по фонетике в современные разработанные
курсы языковых школ. Нет времени на это, так как люди платят деньги за
результат и по известным причинам грамматический материал забирает на уроках
львиную долю времени. В современных учебниках есть сноски и памятки о
произношении и правописании, но они, к сожалению, так и воспринимаются как
памятки и сноски. Прочитали, поняли, благополучно забыли.
Индивидуально все немного проще.
Раньше я не заостряла внимание на
вопросах фонетики. Обычно в ходе занятий мы рассматривали и запоминали какие-то
проблемные слова. Для меня фонетика – это такой огромный трехглавый дракон.
Рубишь одну голову, а там еще две и новая вырастает! Вот так я чувствую
почему-то эту область. Все знают, что произношение, правила чтения, написание
слов в английском языке не простые. Как же быть? Некоторые преподаватели
вооружаются учебниками по фонетике, дисками, фонетической таблицей английского
языка и идут в бой. Я всегда этого немного побаивалась. Ведь в таблице огромное
количество звуков. Каждый звук нужно разобрать, потренировать. Где взять время
и где гарантия, что это хоть как-то поможет?
Вот взяла я свой учебник по
фонетике английского языка для изучающих язык. Есть интересные идеи
представления материала, например, сопоставление звуков и сочетаний букв для
этих звуков. Но остальное… Бессмысленное повторение чаще всего незнакомых слов.
Прослушивание какого-то диска, в котором дядя или тетя говорят, как роботы.
Полностью оторвано от реальной жизни. А вы же знаете, мне это не по сердцу.
Так что же мне делать? Как помочь
Валентине?
Я задала себе этот вопрос и
сделала первое, что пришло мне в голову – написала Валентине список слов,
которые содержат этот коварный звук [ai]. Но написала я их так, как они звучат,
да еще и русскими буквами. Жуть, конечно. Я попросила Валентину расшифровать
эти слова. Например, было слово «найт» и «найс» и так далее. Я также указала,
что в этих словах используется в написании буква «i». Валя написала мне слова
по-английски, написав, что в некоторых словах ей очень хочется писать «ae» или «ai». Вот так у Валентины в сознании
соотносился звук [ai] с написанием.
Наверное, это было отправной
точкой. И вот я, буквально впервые, даю материал по фонетике на своих уроках.
Как я это делаю, я опишу ниже.
Могу сказать одно, это самый мой удачный и удивительный опыт, связанный с
фонетикой.
Мой первый принцип: baby steps!
Я решила, что буду работать
только с проблемными местами. Я не буду давать весь материал по всем звукам
языка. Нет, мы будем работать с теми ошибками, которые допускает моя ученица, и
мы сделаем так, что эти ошибки исчезнут. Так что, в сторону взрывные, зубные, губные
звуки. В сторону терминологию. Мы работаем только с нашим коварным звуком [ai].
Мой второй принцип: даешь звукам
жизнь!
Я отказалась от учебников по
фонетике, классических дисков и диктантов. Стараюсь подбирать слова, которые
знакомы Валентине. Более того, отработка написания слов со звуком [ai] происходит
в живых диалогах, текстах, которые мы проходим на уроках. То есть, фонетический
материал прочно связан, включен в наши обычные задания на уроках. И это мне
очень нравится. Это имеет смысл.
Мой третий принцип: No
spoonfeeding!
В учебниках по фонетике есть
хорошие варианты представления звуков в различных схемах. Также есть всем
известная таблица всех звуков английского языка (phonemic chart). Обычно этот
страшный зверь представляет собой плакат и висит на доске, угрожающе
посматривая на тебя своими рядами закорючек и символов. И на уроке преподаватель показывает звук на
этой таблице, также использует другие
схемы представления изучаемого звука. То есть, учащийся в этом случае остается
пассивным.
С Валентиной я приняла решение
дать ей думать. Я нашла в просторах интернета информацию по дифтонгам,
представленную, хвала небесам, в списках слов. Без каких-либо правил.
Внимательно посмотрев на эти слова, можно заметить закономерности. Это мне и
надо! Я выбрала 3 или 4 списка слов, и мы работали с ними. Валя сама отмечала
общие черты в словах и сама выводила правило, по которому произносится слово.
Ход нашей работы:
- Знакомство с гласными и согласными.
- Знакомство со слогами, деление на слоги.
- Выделение общих черт в словах.
- Понимание закономерности.
- Представление правила в таблице.
Пример нашей работы:
Гласные и согласные звуки.
Я попросила Валю написать в
строку алфавит английского языка, и мы с ней посмотрели, какие буквы дают нам
гласные, а какие согласные звуки. Я также использовала идею обучения
первоклашек, и мы закрашивали голубым
карандашом согласные звуки, а красным – гласные. Для наглядности.
Потом в ряде слов мы проделали то же самое – закрашивали
буквы в соответствии со звуками, которые они нам дают.
Деление на слоги.
Здесь не возникло никаких
проблем. Без моей помощи Валентина прекрасно справилась и делила слова по количеству гласных в слове.
Единственное, что я ей подсказала, что удвоенные согласные относятся к разным
слогам.
Общие черты в словах.
Я приведу пример первого правила,
которое мы разбирали с Валентиной.
Валя знает, что мы работаем с
буквой “I” и звуком “ai”.
Я диктую, а Валя пишет список
слов в столбик.
- Time
- Life
- Nice
- Like
- Smile
- Line
- Fine
Я прошу Валю разделить слово на
слоги. Это так называемый слог с немым гласным E. Далее закрашиваем гласные и согласные. Спрашиваю, что Валя видит
общего в словах.
- Все слова короткие.
- У всех слов на конце буква «е».
Далее мы строим табличку и
заполняем ее своеобразной формулой, которая отражает звучание этих слов. Эту таблицу мы заполняем другими примерами.
Таки образом, мы проработали 4
правила, увидели 4 закономерности.
Что в итоге?
У Валентины просветлело лицо,
если можно так сказать. Видно было, что ей очень радостно, что она видит эти
закономерности и что хаос в ее голове вдруг начинает превращаться в порядок. Я
так счастлива!
Дома Валентина должна прослушать
диалог, с которым мы работали на уроке, и отметить в нем все слова, в которых
она слышит звук [ai], посмотреть к какому из выученных правил эти слова
относятся. Все понятно и очень привязано к жизни.
На следующем занятии мы провели
маленький диктант, и результат меня лично очень порадовал. Те слова, в которых
Валя раньше бы писала все, что угодно, только не букву «i», почти все были написаны правильно. Ура!
Затем мы поговорили о закрытых и
открытых слогах. Опять-таки, я избегаю терминологии, и
мы использовали символ
замочка, который открыт или закрыт. Так и говорили «locked”, “unlocked”.
Похоже, я нашла для себя способ
преподавать фонетику так, как мне действительно нравится. И мне хорошо, и
человеку польза, и в жизни все используется.
Я дала Валентине совет: читая книгу на английском языке, отмечать в
ней слова, со звуком [ai] и думать, к какому из правил относится то или иное
слово. Все живо, все в контексте, все можно буквально пощупать руками.
Я учусь вместе с моими
учениками. И это очень приятно!
А у вас есть проблемы с написанием слов? Как вы их решаете?
Стало интересно, как шло обсуждение про закрытые и открытые слоги. Можно спросить как Вы, Танечка, преподали эту тему? Я, бывает, путаю.
ОтветитьУдалитьЭльвира Шарафутдинова