пятница, 18 января 2013 г.

Живая грамматика.

Я уже писала о том, что чаще всего идеи о преподавании приходят ко мне неожиданно. Иногда сижу долго над планом урока и ничего придумать не могу, а порой совершенно неожиданно в метро или во время прогулки ко мне вдруг приходят удачные идеи.
Так случилось и в этот раз. Конечно, для многих преподавателей то, к чему я пришла, совершенно не ново, но для меня - это огромный шаг вперед. 

Начну я все-таки сначала. 
Когда-то я приняла решение отказаться от использования книг с упражнениями по грамматике. В них подобраны упражнения на различные грамматические темы. Это было тяжелое решение и, конечно, мне было очень страшно, потому что я ,естественно, в первую очередь думаю о том, как на это могут отреагировать мои ученики. Я решила ввести отказ от грамматических сборников сначала только у одной ученицы. И я внимательно следила за прогрессом и наблюдала, как она усваивает грамматику и как она использует грамматику в речи. Я пыталась найти признаки того, что ей не хватает проработки грамматических тем в упражнениях. Но ничего подобного я не обнаружила. Мне было страшно принимать такое решение, потому что механическая отработка навыков (drilling) является для многих преподавателей совершенно базовым и неотъемлемым инструментом преподавания. Таким образом, я ,что называется, оказалась в открытом море без руля и ветрил. Наши занятия с моей ученицей я строила на общении. Мы очень много проигрывали ситуаций общения и очень много писали маленьких сочинений, диалогов. Моя ученица Вера закончила курс elementary в два раза быстрее других. 
Но мой страх, что все-таки нашим урокам чего-то не хватает остался.

И вот совсем недавно я придумала, как слить воедино отработку навыков и живую речь. На эту мысль меня натолкнула книга Oxford Living Grammar. Упражнения из этого сборника представляют собой не набор отдельно взятых предложений, а тексты, объединенные идеей. Таким образом, при отработке навыков мы ориентируемся на контекст. 
При желании можно ограничиться использованием этой серии книг. Но я ведь так не могу. Мне же надо что-то такое эдакое выдумать! И выдумала на свою голову :)

Второй компонент - это речевые карты (Conversational Mind-maps). Построение этих карт - радиальное, словно рисуем солнце. В центре листа я пишу фразу. Далее рисую 3-5 лучиков. Каждый луч - это возможный диалог. Соответственно, чтобы построить диалог, нужно включить воображение и четко представить себе ситуацию и участников беседы. Далее разными цветами дорисовываются  круги с репликами и формируется диалог. Иногда я даю полную свободу и ученики сами решают, какие грамматические структуры использовать. Но чаще я выдаю набор карточек, которые включают все изученные темы, и ребята тянут 2-3 карточки. Таким образом, повторение происходит очень эффективно. 

Приведу пример, чтобы было наглядно.
С ученицей Ириной мы проходили тему determiners (some, any, no). Ирине было очень трудно и я решила отработать эту тему новым способом.
Я написала 10 предложений, которые включали some, any, no. Для начала мы заполнили пробелы и механически отработали эту грамматику. Затем я выбрала одно предложение и обрисовала Ирине ситуацию. И спросила ее, что она ответит в такой ситуации. Так начался диалог. 
Я дала Ире свободу использовать все, что она знает.
Вот, что у нас вышло. 
А если бы кроме Ирины был еще один человек, у нас получился бы не один диалог, а два. 
Чтобы с одним человеком проработать несколько вариантов развития диалога из одной реплики и получить радиальную систему, можно использовать игру Circle of Views, в которой ученик представляет себя на месте различных людей в этой ситуации. Например, наш диалог про вечеринку, может включать двух подруг, бармена, официанта, случайного знакомого и так далее. Главное воображение!

После того, как диалог написан, я прошу выделить все интересные грамматические структуры в нем.Далее я прошу Ирину включить слова-связки, которые мы выучили на прошлом уроке. Она без единой ошибки вставляет  REALLY, ACTUALLY, SURE, IN FACT. У Ирины уровень А2.2 (strong elementary).  Я, конечно, очень рада!
Затем даю минуту, чтобы запомнить его и затем мы его разыгрываем. Меняемся ролями. Все. Очень эффективно.

Дома Ирина должна выбрать на свой вкус еще 3 предложения, которые станут началом новых диалогов. Считаю, что это очень полезно и интересно. Заставляет думать и говорить.

На уровне B2.2 (upper-intermediate) мы с девочками прорабатывали в таком ключе тему First Conditional.  Но я тогда строила просто цепочки рассуждений из одной реплики.
Я выдала девочкам карточки с ситуациями и они должны были написать несколько реплик, используя заданную грамматику.
Например,
Вот такие у меня мысли. Такие задания оказались на удивление очень эффективными. Таким образом, теперь можно брать любое упражнение из сборника по грамматике и развивать его в речи. 

Вдохновленная и полная идей,
ваша я. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий