Сегодня я хочу поговорить с вами
снова о правописании. Все знают, как сложно запомнить правильное написание слов
английского языка. Существуют определенные правила, но исключений тьма. И так почти с любыми звуками. Одному
звуку может соответствовать большое количество буквенных сочетаний. Как же
запомнить, когда и что пишется? Я думаю, что я не смогу дать вам приятную
пилюльку, совет, который бы одним махом решил эти проблемы. Вообще, история
английского языка очень интересна и насыщенна. Язык складывался под влиянием
различных народов в различные
исторические периоды. Все они оставили отпечаток, память о своем присутствии на
британских островах именно в языке. Язык отражает историю народа. И это
удивительно. Я обязательно найду время и расскажу вам об истории английского
языка, чтобы вы понимали, что бедным англичанам очень даже досталось в свое
время. Так что предлагаю не расстраиваться и не опускать руки, если вы
заметили, что постоянно делаете ошибки в написании слов.
В своей прошлой статье я писала о
работе с дифтонгом [ai]. Там я написала о своих принципах изучения фонетики
языка. Для тех, кто изучает язык
самостоятельно, я дам несколько советов:
- Проанализируйте свои ошибки. Где чаще всего вы их допускаете? С какими звуками у вас проблемы? Работайте с ними. Не по плану учебника. А по своему конкретному плану.
- Работайте с одним звуком. Не пытайтесь охватить и выучить за короткий промежуток времени все звуки английского языка. От этого вам станет только хуже. Даже носители языка, увидев впервые фонетическую таблицу, чуть не падают в обморок и говорят, что для них это словно чужой язык. Так что взять с нас? Давайте себя любить.
- Далее. Проработав один звук, дайте ему отложиться у вас в памяти, закрепите успех. Дайте время, чтобы все уложилось. Не нужно спешите, пожара нигде нет. Как закрепить материал? Везде и повсюду старайтесь отмечать употребление этого звука: если слушаете аудиокниги, если слушаете песни, читаете статьи, тексты из учебника, да даже этикетки продуктов и бытовой химии! Everything will do! Здесь всё будет очень кстати. Дайте себе хотя бы пару недель, пусть выученный звук оживет – встретив его много раз в связанном тексте в жизни, вам будет намного проще не делать ошибки.
Придерживаясь этих правил, вы
значительно облегчите себе жизнь. Голова не будет забита кучей непонятных
правил и ошибок станет гарантированно меньше. Но для этого нужно время и
терпение.
А сейчас я перейду к части,
которую очень люблю. К играм! В этой статье мне бы хотелось поговорить о
языковых играх, которые помогут нам решить проблемы с написанием слов в
английском языке. В эти игры я играю со своими учениками, как индивидуально,
так и в группах. Совмещая хорошую
эффективную игровую форму проработки написания слов в классе и самостоятельную
работу дома по принципам, описанным выше, можно с уверенностью сказать, что
прогресс не заставит себя ждать.
Приступим?
Игры, которые не требуют
никакой подготовки и материалов:
Find the vowels.
Я очень часто играю в эту игру,
так как она очень легкая и интересная. Как в нее играть? Я загадываю слово и
пишу только согласные. Задача ученика правильно дополнить слово гласными. Можно
поменяться ролями и теперь уже ученик загадывает слово, а я должна отгадать. Это на индивидуальных занятиях. В группе
можно разделить учащихся на пары и пусть играют по очереди. Либо можно играть
командами – на доске писать слово без гласных и чья команда первая правильно
написала слово – те выигрывают.
Backward Writing.
Эта игра мне тоже очень нравится. Честно говоря, мне нравятся абсолютно все игры, о
которых я буду говорить сегодня.
Эта игра, судя по названию, имеет
дело с написанием слов задом наперед. Я диктую слово, начиная с конца, ученик
пишет слово и затем произносит его. Затем мы меняемся и теперь уже я должна
напрягать голову, и писать слова, слыша их написание задом наперед. Очень
полезно, кстати говоря, и для преподавателей! Ну и в группе можно разделить
учеников на пары или так же, как и в прошлой игре, играть командами. На ваш
выбор!
Back Writing.
Название схоже с названием
предыдущей игры, но суть совершенно разная. В эту игру очень весело играть: в
ней нужно двигаться и что-то делать руками. Для кинестетиков самое то! Какие
правила? Всё очень просто: Если мы занимаемся вдвоем, то я подхожу к ученику
сзади и пальцем вывожу на его спине слово- по буквам, букву за буквой. Ученик
пишет слово. Затем мы меняемся.
В группе играть тоже очень
весело: один из учеников идет к доске и
берет в руки маркер. Он стоит спиной к остальной группе. Учитель показывает
слово ученикам и те друг за другом подходят к несчастному у доски и пишут
пальцем по одной букве загаданное слово. Сколько играла в эту игру – всегда
было очень много смеха.
Hangman.
Ну думаю, что это игра известна
всем – «висельник». Играть в нее очень просто. Загадывается слово, рисуется
количество букв черточками, и ученики пытаются отгадать. Я лично немного
поменяла правила.
Индивидуально: Я даю дефиницию
слова, объясняю значение своими словами. Задача ученика вспомнить слово. Затем
мы рисуем висельника и пытаемся написать его по буквам. Лучше выбирать слова
потруднее.
В группе: Один ученик получает
карточку со словом и дает объяснение этого слова. Тот, кто первый догадался,
идёт к доске и играет в висельника – по количеству букв пытается написать слово
по буквам.
Invisible Man.
Эта игра по сути своей похожа на
игру «Висельник». Только здесь без насилия – никаких виселиц, веревок и
прочего.
На доске рисуется человечек
(палка-палка-огуречик). Если слово
длинное, то нужно добавить человечку деталей побольше – лицо, пуговицы. Всего
частей тела и всяких деталей должно быть столько же, сколько букв в слове. И
играем – даем определение слову, угадываем слово и пытаемся его написать по
буквам. Если буква правильная – вытираем одну деталь или часть тела. Если нет –
оставляем. Задача - как можно быстрее
стереть человечка, то есть сделать его невидимым.
Игры, которые требуют
подготовки и дополнительных материалов:
Алфавитные игры:
Тут у меня много различных
вариаций.
Что нужно подготовить: нужно
распечатать 2-3 алфавита.
Я делала это в
табличках, чтобы все квадратики с буквами были одинаковые и ровные. Я просто нарисовала в программе Word таблицу и
заполнила ее буквами алфавита. Распечатала в 3 экземплярах и наклеила каждый
экземпляр на лист картона. Затем я нарезала все листы на буквы и сложила их в
мешочек. Вот и готов реквизит!
Можно также сделать дополнительный лист с бОльшим количеством гласных и часто встречающихся согласных. На всякий случай.
Знаете, уже прошло почти 3 года,
а этот мешочек с буквами се еще служит мне верой и правдой.
Spelling Test.
Это самое простое, что можно сделать
с буквами. Можно произносить слова, а ученики должны собирать слово из букв. А
можно давать определение слова, и ученики должны угадать слово и правильно
сложить его по буквам.
Crosswords and
Scrabble.
Мне нравится играть в эту игру,
так как она непредсказуемая и никогда н знаешь, какие слова могут всплыть во
время игры. Дается слово, ученик складывает его по буквам и затем вверх и вниз
от каждой буквы можно достраивать другие слова. И так можно играть очень долго.
Я иногда ограничиваю учеников, задавая им тему, из которой можно взять слово.
Как только ученик складывает слово, я прошу объяснить его, почему он считает,
что это слово принадлежит к заданной тематике.
Сложно объяснить, но вот фото,
так думаю понятнее. Тем, кто играл в Scrabble – проще!
Two Minutes To Go
Эта игра очень динамична, так как
ученики ограничены во времени - у них
есть всего две минуты, чтобы составить как можно больше слов из мешочка с
буквами. Также можно задать тематику слов, чтобы была двойная польза. Или, если
мы тренируем определённый звук, то попросить составить как можно больше слов с
этим звуком.
Japanese Alphabet.
Эта игра требует подготовки со
стороны преподавателя.
Для игры вам потребуется
распечатать на листке нижеприведенный «японский» (выдуманный, конечно) алфавит.
Как можно играть:
Подготовленные слова: дома
преподаватель шифрует слова, а на уроке ученик занят расшифровкой.
Без шифрования дома: попросить ученика зашифровать слово прямо на
уроке, в это же время шифровать слово для него. Потом я должна отгадать его
слово, а он мое. Можно также уточнить тематику слов.
Играть можно в
командах или всей группой. Одной команде учеников выдать список слов для
шифровки и другой (слова должны быть разные). После того, как они зашифруют
слова, команды должны обменяться и разгадать слова. Кто первый, тот и
молодец!
Вот алфавит для шифра, который я нашла и немного модифицировала:
A = ka
B = zu
C= ru
D= ji
E = te
F = ku
G = su
H = zo
I = ki
J = me
K = ta
L = rin
M = to
N = mo
O = no
P = shi
Q = ari
R = chi
S = do
T = lu
U = ri
V = mi
W = ke
X = hi
Y =zuk
Z = tin
Вот алфавит для шифра, который я нашла и немного модифицировала:
A = ka
B = zu
C= ru
D= ji
E = te
F = ku
G = su
H = zo
I = ki
J = me
K = ta
L = rin
M = to
N = mo
O = no
P = shi
Q = ari
R = chi
S = do
T = lu
U = ri
V = mi
W = ke
X = hi
Y =zuk
Z = tin
Wordsearch.
Эта игра также требует подготовки
от преподавателя. Я готовлюсь, используя программу Word. Нужно нарисовать
таблицу и в ней в различных направлениях написать слова – в каждой клеточке
одна буква. Оставшиеся пустые клетки заполнить любыми другими буквами. Задача ученика найти в таблице слова.
Обязательно перед игрой нужно указать количество слов и желательно указать
тематику слов. Также можно составить список дефиниций слов в таблице. Так
тренируются и слова и правописание.
Scrambled Text
Я также люблю зашифрованные
тексты, которые ученики должны разгадывать. Для игры необходимо найти текст,
который вам нравится. В интернете можно
найти программу для шифрования текста, когда все буквы перепутаны. Можно
поискать в поиске Scrambled Text Generator. Всё что нужно – это скопировать
текст в специальное окно и нажать кнопку. Ваш текст с перепутанными буквами
готов! Очень просто, минимум подготовки, а удовольствия и пользы – море!
Вариации этой игры:
В группе:
Разделить группу на две команды и
выдать им различные тексты. Попросить их зашифровать текст, перепутав все буквы
в словах. Потом команды меняются текстами и пишут текст другой команды в
нормальном виде. Кто первый успел – тот и молодец.
Можно не путать буквы во всех
словах текста, а только там, например, где есть звук, который доставляет
сложности. Можно попросить учеников зашифровать именно такие слова. Это
сэкономит время и будет четко направлено на одну проблемную зону, что тоже
хорошо.
Вариация игры в качестве домашнего
задания:
Можно попросить учеников написать дома историю по выданным картинкам
или видео, затем зашифровать ее, перепутав все буквы. Затем на уроке попросить
учащихся обменяться историями и расшифровать их. Тут включается и творчество, и
письмо, и работа с грамматикой.
Игры со стикерами.
Sticky Notes Spelling
Здесь всё
просто – пишем слово по буквам, каждая буква на отдельном стикере и наклеиваем
его либо на стол, либо на доску, либо на стену в произвольном порядке. Ученик
подходит и меняет положение стикеров так, чтобы написание слова было
правильным.
Tricky Letters
Так сложно объяснить, как играть
в эту игру…
Преподавателю нужно подобрать
несколько слов, у которых будет одна одинаково звучащая часть!
Например,
- EXHAUSTED [SO]
- ABSOLUTELY [SO]
- RESOURCES [SO]
- SAUSAGES [SO]
- INSOMNIA [SO]
В этих словах слышится везде [so] и есть много вариантов написания. Игра
будет интересной. На стикерах пишем
различные варианты сочетания букв,
дающих [so] : XHAU, SOU, SAU, SOU, SO.
На отдельных полосках бумаги
пишем крупно слова, но вместо трудного сочетания букв ставим прочерк. Теперь
нужно выбрать правильный стикер и прикрепить его к тому слову, к которому он
принадлежит. Здесь очень помогает то,
что каждому слово можно найти соответствие. Это не просто метод перебора, а
сопоставление. Так как я работаю всегда с айпадом под рукой, на котором в
приложениях можно найти хороший словарь, то заодно в этом случае ученик учится
работать со словарем. Проверяя сочетания и вводя их в окно поиска, ученик
запоминает написание и может затем проверить звучание слова, нажав на
специальный значок. Что я очень ценю в этой игре? АВТОНОМНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.
Я не участвую в игре, ученик все делает самостоятельно. И это огромный плюс.
The Diminishing Word
Это вариация игры The Diminishing Sentence, которую я
адаптировала для тренировки написания слов.
- Нужны будут стикеры и листок бумаги.
- Из стикеров буква за буквой преподаватель составляет слово – клеим либо на стену, либо на доску. Так чтобы было наглядно.
- Ученик берет лист бумаги и переписывает это слово, так, как оно есть.
- Затем он подворачивает листок так, чтобы не было видно написанного слова, например, гармошкой.
- Преподаватель убирает один стикер из слова, одну букву и ученик снова пишет слово, по памяти вставляя убранную букву. И снова заворачивает листочек.
- Преподаватель убирает букву за буквой, ученик пишет слово, раз за разом заворачивая бумагу гармошкой.
- Играем, пока не останется ни одной буквы.
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
Плюсы этой игры:
- Тренировка написания слова.
- Тренировка памяти.
- Многократное прописывание слова.
Также можно играть в эту игру
устно. Тогда не нужно брать лист бумаги. Ученик должен будет проговорить слово
по буквам после того, как преподаватель уберет одну букву, затем следующую, и
следующую, и так до конца.
Я поделилась с вами 12 играми,
которыми пользуюсь сама и я надеюсь, что каждый из вас почерпнул для себя
что-то новое интересное из моей статьи.
Игры, различные задания я собираю
уже почти 4 года. Это большой труд, но и огромное удовольствие.
Играйте и учитесь! Учитесь,
играя!
Играете ли вы на уроках в игры?
Какие из этих игр вам понравились больше всего? Буду рада вашим комментариям.
Обратная связь для преподавателя очень важна!
Комментариев нет:
Отправить комментарий