Известно, что в английском языке
существуют грамматические конструкции, которые не имеют аналогов в русском
языке. Тем, кто изучает язык на высоком уровне, приходится не только понимать,
отрабатывать, но и вводить естественным образом в свою речь.
Я искренне верю, что для того,
чтобы начать употреблять ту или иную конструкцию в речи, необходимо работать с широким контекстом, который выходит
за рамки предложения и достигает уровня текста или речевой ситуации.
Я сегодня хочу написать о том,
как мы вместе с моими учениками выучили очень сложное грамматическое время Past
Perfect. В русском языке отсутствует
такое дробление времен, как в английском и это, соответственно, заставляет нас
задаваться вопросом, зачем англичане придумали такое количество времен, когда
неплохо можно обойтись и двумя-тремя. Иногда на курсах грамматические темы
даются одна за другой, чаще всего без возможности поэтапного повторения и все
эти нюансы и сложности грамматики постепенно забываются. Я всегда стремлюсь на
своих занятиях обеспечить максимальное использование пройденных тем. Это помогает
придать конструкциям больше универсальности, так как студенты сталкиваются с
ними постоянно в различном контексте.
На прошлой неделе я проводила
уроки по теме добрых дел, в которых мы обсуждали фотографии, рассказывали
истории, смотрели видео.
Мои девочки Нина и Юля, которые
готовятся к экзамену IELTS, сегодня занимались на основе заданного на дом
текста и в который раз боролись с темой Past Perfect. С девочками я занимаюсь
давно и многие грамматические конструкции мы с ними прошли и отрабатывали в
упражнениях. Это было 2 года назад. Но как показывает практика, такое усвоение
грамматики дает лишь временное понимание, но не учит использовать эти
грамматические конструкции в речи.
Я также искренне считаю, что
грамматику надо давать маленькими порциями, деля одну тему на несколько и
постоянно повторяя каждый кусочек. Тогда все усвоится хорошо.
Вернемся к теме Past Perfect.
Эту тему я делю на 4 части и эти
части иногда очень сильно разношу по времени презентации материала. Бывают
случаи, когда речь студентов подталкивает меня дать тот или иной кусочек этой
грамматической темы.
Употребление Past Perfect:
- Одно действие в прошлом предшествует другому.
- Для причинно-следственных связей в прошлом.
- Для описания опыта в прошлом.
- Для косвенной речи.
Первые два пункта я даю
последовательно, немного разнеся их по времени. Вторые два пункта образуют
своеобразный блок, и я их даю позже.
Сегодня с девочками мы
тренировали первый блок: действия
предшествуют друг другу и причины и следствия в прошлом.
Для тренировки этой
грамматической темы я выбрала технику storytelling, которая дает большие
возможности использования текста для различных трансформаций. Историю мы рассказывали, опираясь на картинку и текст.
Шаг 1
Я положила перед Ниной ряд слов,
которые я выписала из текста, и попросила ее пересказать текст, используя все
слова из списка. В это время Юля должна была делать пометки и затем
восстановить рассказ Нины.
Шаг 2
После того, как Нина пересказала
историю, я выдала девочкам много стикеров и попросила их записывать по одному
факту из истории на стикер. Так как мы решили
все рассказать в прошлом, то у нас получилось 14 карточек, которые мы
выстроили в хронологическом порядке согласно истории.
Шаг 3
Далее я на доске отметила 2 действия на линии
времени и привела пример из истории, используя союзы when, after, before.
After he had broken up with his ex-fiancee, he
fell into a depression.
Подобным образом я показала на
примере из нашей истории, как можно говорить о причинах и следствиях в прошлом.
Шаг 4
Далее мы начали играть со
стикерами. Я отделяла по 2 стикера и просила, используя Past Perfect, делать
длинные предложения. Стикеры хороши тем, что их можно переклеивать и
показывать, как меняется положение двух частей предложения в зависимости от
союза.
Так мы проработали все 14
карточек, и в конце урока я увидела, что девочки ВПЕРВЫЕ поняли, КАК это работает.
Вся работа была проведена устно,
а дома девочки напишут эту историю, используя как можно больше выученных
грамматических конструкций.
Это заняло у нас целый урок, но я
и подумать не могла, насколько это задание будет эффективным. Оказывается, не так и сложно объяснять сложное
несложно.
Несложных вам уроков, друзья!
Татьяна, этот пункт в грамматике английского самый сложный (Past Perfect) и вообще все перфектные времена трудны для запоминания. Удивительно, что вы находите необычные способы его усвоения.
ОтветитьУдалитьВалентина, благодарю за Ваш комментарий. Я постоянно нахожусь в поиске творческих способов усвоения и закрепления сложных грамматических конструкций. Я очень стараюсь и надеюсь, что это работает. Одно я заметила точно, мои ученики не боятся сложных времен и это тоже очень важно, по моему мнению. Еще раз благодарю Вас за отклик! Мне так приятно :)
Удалить