четверг, 1 ноября 2012 г.

От звука к букве и дальше.

Я сейчас сижу за столом в офисе, передо мной открытый нетбук и я радостно улыбаюсь. Дело в том, что сегодня на уроке случилось маленькое чудо и я очень счастлива. Сегодня мои девочки, Таня и Катя, написали удивительные истории и сделали они это блестяще. Они использовали сложные грамматические структуры, дома работали со словарем, не поленились написать большой объем.  И в этих историях я вижу их труд, старания, усилия, которые они прикладывают на наших уроках и дома. И я вижу, что скоро произойдет качественный скачок и в их устной речи.  И не передать словами, как я счастлива.

Но как родились эти истории? И как мы работали с ними?

Мои читатели, наверное, знают, что я не люблю проводить уроки, полностью построенные на материалах из учебника. Бывает и такое, что приходишь на курсы, тебе выдают учебник, и урок за уроком преподаватель неукоснительно следует книге.  Меня лично такой подход совсем не вдохновляет.  Но никто не запрещает использовать материалы и упражнения из книги в качестве отправной точки для уроков или даже целой серии уроков.
Сегодня я хочу рассказать о том, как я использую задания из учебника, которые нацелены на развитие навыков понимания на слух.

Урок1:

Lead-in.
Очень часто в учебниках диалоги сопровождаются картинками, что дает возможность перед прослушиванием обсудить возможную тему диалога и проработать детали картинки.
Обычно при работе с картинкой я использую метод Inquiry Teaching, который основывается на вопросах, которые задает как преподаватель, так и студенты. 
Например,
  • Кто эти люди на картинке?
  • Что они делают?
  • Почему вы так думаете?
  • Откуда они? Почему?
  • Где они? В какой стране? Городе? Почему?

И так далее.
Такая цепочка вопросов нацелена на развитие устной речи, и в частности умению обосновывать свое мнение.


Listening.
После обсуждения картинки мы приступаем к прослушиванию диалога. Выполняем задания из книги.

Speaking.
Далее я люблю спрашивать о том, что случится дальше или чем закончится история. В этом случае есть много вариантов использования различных грамматических конструкций и отработки их в речи.
Мы часто делаем предположения с помощью модального глагола might.
Или заканчиваем историю, используя времена Past Simple, Past Continuous, Past Perfect.

Vocabulary.
Далее я раздаю транскрипт диалога, и мы ищем новые слова и выражения.
Для работы с новыми словами мне нравится играть в игру «А кто это сказал?». Мы стараемся не смотреть в транскрипт диалога и работаем со списком новых слов. Я прошу учеников сказать кто и в какой ситуации сказал то или иное слово. Таким образом,  прекрасно можно потренировать связку времен Past Simple – Past Continuous.
Например,
«Word "disappear". The skinny man said this word, when he was speaking about several tourists, who had disappeared in the forest».

Здесь можно и остановиться, так как для одного урока вполне достаточно.


Но работа с диалогом продолжается.

Урок 2:

Listening.
Дома я готовлю собственные задания для работы с транскриптом. Я, используя программу редактор изображений, словно выливаю чернила на текст диалога, и какие-то куски текста пропадают, иногда «капли» чернил заливают отдельные слова. Вот такая беда! J Мои ученики на следующем уроке слушают текст и восстанавливают его полностью. Так мы тренируем навыки понимания на слух.


Grammar.
Обычно в любом диалоге встречаются новые конструкции или какие-то маленькие грамматические детали, которые можно выучить тут же в тексте. Для этого я прошу выделить необходимую фразу маркером и дальше мы вместе  ее анализируем. Затем превращаем фразу в клише и формируем на его основании новые предложения. 

Например, недавно в диалоге для уровня Pre-Intermediate мы наткнулись на фразу «I'm sure I will find a place to stay when I get to the village». Нам стало интересно, почему после «when» не использовано будущее время. Так мы вывели правило и потренировали его в различных своих вариантах.

Reallife English, fluency.
Диалоги еще хороши тем, что в них звучит разговорная речь и можно ее анализировать с точки зрения ее плавности и средств достижения плавности речи.  Для этого я дома также замазываю в фоторедакторе некоторые слова-связки и выражения, а мы при прослушивании их записываем и затем анализируем.
Можно сделать таблицу:
Слово - связка/ выражение
Для чего используем
Пример







Заполняя эту таблицу вместе с учениками, мы тренируем использования инфинитива цели, например: «We use «Oh, reallyto express our surprise».

Возможно, этого будет достаточно для урока.

Homework.
Домой можно задать написать историю от лица разных героев и закончить ее.

Урок 3:

Warm up.
В качестве разогрева можно использовать еще одну игру с диалогами. Я люблю разрезать диалог на реплики, а студенты должны его собрать целиком.

English in Use.
Иногда можно усложнить задачу и замазать какое-то количество слов (можно предлоги, можно глагольные формы), а ученики должны собрать диалог и заполнить пропуски, как считают нужным. Так тренируется и чтение, и использование языка в речи.

Speaking.
Что касается проверки выполненного домашнего задания и написанных историй, то каждый читает кусочек своей истории, а мы вместе думаем, как ученик закончил свою историю.  Так снова тренируем использование грамматики в речи. Затем слушаем реальную историю и сравниваем наши предположения.
Также можно расширить границы истории в прошлое и попросить студентов представить себя родителями героев. Как бы родители описали своих детей? Что они в детстве любили делать? И так далее.  Фантазии предела нет. Я, бывает, прямо во время урока понимаю, как лучше повернуть разговор, чтобы включить нужные конструкции и лексику.









Вывод:

Плюсы такого подхода:
  1.       Использование аудио материалов, соответствующих уровню.
    1. Развитие навыка понимания на слух.
    2. Развитие понимания письменной речи.
    3. Работа с лексикой.
    4. Работа с плавностью речи.
    5. Работа с 5-6 грамматическими темами.
    6. Развитие разговорных навыков.
    7. Развитие письменной речи.
    8. Развитие фантазии.

    Я очень люблю работать в таком формате. Мне кажется, что подобные задания не сравнятся ни с чем по своей эффективности.
    Шаг за шагом мы идем от звуков к словам, от слов к предложениям, от предложений к историям.
    Именно так я представляю адекватный и естественный способ изучения языка.

    С любовью к вам,
    Татьяна Бугаева








    2 комментария:

    1. Для меня, как для начинающего учителя, эта статья оказалась очень полезной! Благодарю Вас! Замечательная методика! Вы не возражаете, если я буду ее использовать со своими учениками?
      Карина

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Карина, спасибо за интерес к моей странице! Я рада, что статья оказалась полезной :) Используйте ее в своей практике - лишь на благо:)

        Удалить