Я сейчас сижу за столом в офисе,
передо мной открытый нетбук и я радостно улыбаюсь. Дело в том, что сегодня на
уроке случилось маленькое чудо и я очень счастлива. Сегодня мои девочки, Таня и
Катя, написали удивительные истории и сделали они это блестяще. Они
использовали сложные грамматические структуры, дома работали со словарем, не
поленились написать большой объем. И в этих историях я вижу их труд, старания, усилия, которые они прикладывают на наших
уроках и дома. И я вижу, что скоро произойдет качественный скачок и в их устной
речи. И не передать словами, как я
счастлива.
Но как родились эти истории? И
как мы работали с ними?
Мои читатели, наверное, знают,
что я не люблю проводить уроки, полностью построенные на материалах из
учебника. Бывает и такое, что приходишь на курсы, тебе выдают учебник, и урок
за уроком преподаватель неукоснительно следует книге. Меня лично такой подход совсем не
вдохновляет. Но никто не запрещает
использовать материалы и упражнения из книги в качестве отправной точки для
уроков или даже целой серии уроков.
Сегодня я хочу рассказать о том,
как я использую задания из учебника, которые нацелены на развитие навыков
понимания на слух.
Урок1:
Lead-in.
Очень часто в учебниках диалоги
сопровождаются картинками, что дает возможность перед прослушиванием обсудить
возможную тему диалога и проработать детали картинки.
Обычно при работе с картинкой я
использую метод Inquiry Teaching, который основывается на вопросах, которые задает как преподаватель, так и студенты.
- Кто эти люди на картинке?
- Что они делают?
- Почему вы так думаете?
- Откуда они? Почему?
- Где они? В какой стране? Городе? Почему?
И так далее.
Такая цепочка вопросов нацелена
на развитие устной речи, и в частности умению обосновывать свое мнение.
Listening.
Listening.
После обсуждения картинки мы
приступаем к прослушиванию диалога. Выполняем задания из книги.
Speaking.
Speaking.
Далее я люблю спрашивать о том,
что случится дальше или чем закончится история. В этом случае есть много
вариантов использования различных грамматических конструкций и отработки их в
речи.
Мы часто делаем предположения с
помощью модального глагола might.
Или заканчиваем историю,
используя времена Past Simple, Past Continuous, Past Perfect.
Vocabulary.
Vocabulary.
Для работы с новыми словами мне
нравится играть в игру «А кто это сказал?». Мы стараемся не смотреть в транскрипт
диалога и работаем со списком новых слов. Я прошу учеников сказать кто и в
какой ситуации сказал то или иное слово. Таким образом, прекрасно можно потренировать связку времен
Past Simple – Past Continuous.
Например,
Например,
«Word "disappear". The skinny man said this word,
when he was speaking about several tourists, who had disappeared in the forest».
Здесь можно и остановиться, так
как для одного урока вполне достаточно.
Но работа с диалогом
продолжается.
Урок 2:
Listening.
Дома я готовлю собственные
задания для работы с транскриптом. Я, используя программу редактор изображений,
словно выливаю чернила на текст диалога, и какие-то куски текста пропадают, иногда
«капли» чернил заливают отдельные слова. Вот такая беда! J Мои ученики на
следующем уроке слушают текст и восстанавливают его полностью. Так мы тренируем
навыки понимания на слух.
Grammar.
Grammar.
Обычно в любом диалоге
встречаются новые конструкции или какие-то маленькие грамматические детали,
которые можно выучить тут же в тексте. Для этого я прошу выделить необходимую
фразу маркером и дальше мы вместе ее
анализируем. Затем превращаем фразу в клише и формируем на его основании новые
предложения.
Например, недавно в диалоге для
уровня Pre-Intermediate
мы наткнулись на
фразу «I'm sure I
will find a place to stay when I get to the village». Нам стало
интересно, почему после «when»
не использовано будущее время. Так мы вывели правило и потренировали его в
различных своих вариантах.
Reallife English, fluency.
Reallife English, fluency.
Диалоги еще хороши тем, что в них
звучит разговорная речь и можно ее анализировать с точки зрения ее плавности и
средств достижения плавности речи. Для
этого я дома также замазываю в фоторедакторе некоторые слова-связки и
выражения, а мы при прослушивании их записываем и затем анализируем.
Можно сделать таблицу:
Слово - связка/ выражение
|
Для чего используем
|
Пример
|
Заполняя эту таблицу вместе с
учениками, мы тренируем использования инфинитива цели, например: «We use «Oh, really?» to express our surprise».
Возможно, этого будет достаточно
для урока.
Homework.
Homework.
Домой можно задать написать
историю от лица разных героев и закончить ее.
Урок 3:
Warm up.
В качестве разогрева можно
использовать еще одну игру с диалогами. Я люблю разрезать диалог на реплики, а
студенты должны его собрать целиком.
English in Use.
Иногда можно усложнить задачу и замазать какое-то количество слов (можно предлоги, можно глагольные формы), а ученики должны собрать диалог и заполнить пропуски, как считают нужным. Так тренируется и чтение, и использование языка в речи.
English in Use.
Иногда можно усложнить задачу и замазать какое-то количество слов (можно предлоги, можно глагольные формы), а ученики должны собрать диалог и заполнить пропуски, как считают нужным. Так тренируется и чтение, и использование языка в речи.
Speaking.
Что касается проверки выполненного домашнего задания и написанных историй, то каждый читает кусочек своей истории, а мы вместе думаем, как ученик закончил свою историю. Так снова тренируем использование грамматики в речи. Затем слушаем реальную историю и сравниваем наши предположения.
Что касается проверки выполненного домашнего задания и написанных историй, то каждый читает кусочек своей истории, а мы вместе думаем, как ученик закончил свою историю. Так снова тренируем использование грамматики в речи. Затем слушаем реальную историю и сравниваем наши предположения.
Также можно расширить границы
истории в прошлое и попросить студентов представить себя родителями героев. Как
бы родители описали своих детей? Что они в детстве любили делать? И так далее. Фантазии предела нет. Я, бывает, прямо во
время урока понимаю, как лучше повернуть разговор, чтобы включить нужные
конструкции и лексику.
Вывод:
Плюсы такого подхода:
- Использование аудио материалов, соответствующих уровню.
- Развитие навыка понимания на слух.
- Развитие понимания письменной речи.
- Работа с лексикой.
- Работа с плавностью речи.
- Работа с 5-6 грамматическими темами.
- Развитие разговорных навыков.
- Развитие письменной речи.
- Развитие фантазии.
Я очень люблю работать в таком
формате. Мне кажется, что подобные задания не сравнятся ни с чем по своей
эффективности.
Шаг за шагом мы идем от звуков к
словам, от слов к предложениям, от предложений к историям.
Именно так я представляю
адекватный и естественный способ изучения языка.
С любовью к вам,
Татьяна Бугаева
С любовью к вам,
Татьяна Бугаева
Для меня, как для начинающего учителя, эта статья оказалась очень полезной! Благодарю Вас! Замечательная методика! Вы не возражаете, если я буду ее использовать со своими учениками?
ОтветитьУдалитьКарина
Карина, спасибо за интерес к моей странице! Я рада, что статья оказалась полезной :) Используйте ее в своей практике - лишь на благо:)
Удалить