Начинающие преподаватели прекрасно
знают, каким спасительным кажется учебник, как четко расписаны там главы и как
четко представлены необходимые каждому уровню темы. Кажется, что учебник – это панацея от всех
проблем. Спустя какое-то время преподаватели приходят к мысли, что учебник не
может учитывать все разнообразие целей и потребностей учащихся. И однажды
преподаватель понимает, что пора оторваться от стройной системы учебника и
попытаться поставить в центр своей деятельности не итоговый экзамен, не
вычитанное количество часов, а цели, озвученные студентами. Это сложный шаг,
требующий огромных усилий. Для меня этот перелом произошел около года назад. Я
бы сказала, что это качественный скачок вверх, так как подобный подход
предполагает иную подготовку, планирование, общение со студентами и иные цели.
В теории преподавании такой
подход носит название Student Centred / Focused Approach.
- В центре – потребности студентов.
- В центре – личный опыт учащихся.
Рекомендации для применения на
практике:
- Спрашивать о потребностях студентов постоянно.
- До презентации материала спрашивать наводящие вопросы: «Как вы думаете, что нужно. Чтобы …», «В этой ситуации что бы вы сказали?» и так далее.
- Проецировать материал на личный опыт студентов.
Наглядности ради я предлагаю вам
описание одного из последних уроков с девочками-студентками, которые готовятся
к сдаче экзамена IELTS.
Когда я только начинала этот
курс, я думала о том, какой учебник брать и как эффективно давать материал.
Выбор литературы по подготовке к этому экзамену огромен, но я для себя выделила
следующие книги:
- Vocabulary IELTS
- Step up to IELTS
- IELTS Speaking
- IELTS Australia Network
Я выбрала эти материалы лишь для
того. Чтобы создать своеобразные рамки при подготовке уроков и материала.
Мы занимались весной с девочками,
затем у нас был очень долгий перерыв в два месяца и вот на прошлой неделе мы
встретились вновь. Я решила, что пора передавать ответственность за обучение
девочек им самим, так как я не могу сделать основную часть работы за них и
мотивировать их я тоже не могу на это.
Уровень Intermediate+
Категория English for
IELTS
Форма занятия individual class
Длительность 90 min
Весь урок ведется на английском языке.
Этап разогрева:
Недавно я гуляла по книжному
магазину, выбирая себе книжку на английском, чтобы на досуге почитать. На кассе
мне вручили две яркие и красивые брошюры для тех, кто готовится к сдаче IELTS. Я, как сорока, люблю все яркое, влюбилась в
них с первого взгляда и уже тогда родилась идея, как я проведу урок.
Мы начали урок со стандартного
приветствия и обмена новостями. Это было частью этикета.
Далее я спросила:
Как вы думаете, какие последствия
длительного перерыва мы можем наблюдать сейчас в вашей речи?
Так я заставила их вспомнить
модальный глагол can, be able to. И прошедшее время. И конструкцию used to.
Это заняло у нас минут 10 или 15.
Собственно урок:
Далее я обратилась к красивым
брошюркам, и мы начали обсуждать каждую часть экзамена
- Сколько времени отводится
- Сколько частей
- Ваши собственные рекомендации – здесь стоит сказать, что я заставила своих студенток думать самостоятельно. Что им нужно делать, чтобы успешно сдать экзамен. Эти идеи мы записали в тетрадь. Я помогала лишь в том, что подсказывала ресурсы для той или иной деятельности. Таким образом, мы пришли к списку, который стал нашим планом на время подготовки.
Что получилось:
- Visit news websites (BBC, CNN).
- Visit online magazines (Cosmopolitan and others).
- Organize vocabulary by topics, idioms, clichés.
- Listen to podcasts (China 232, British Council).
- Readers for Upper-Intermediate .
- Wordfriends and spidergrams, check on Wordnik.com.
- Voice recordings.
- Blogging at SunStudents.
И все эти идеи шли не от меня. Как
от учителя, а от девочек, как от ответственных и умных людей. Они были в центре
беседы.
Все это заняло у нас около 40
минут.
Далее мы посмотрели видео,
которое иллюстрирует владение языком на уровне Intermediate+.
- Уровень Intermediate.
- Экзамен FCE.
- Участники - экзаменатор и студенты из Швейцарии и Бразилии.
Мы снова вспомнили критерии
хороших устных ответов на экзамене, и в целом, критерии речи на высоком уровне
.
Далее я попросила девочек
проанализировать речь на видео согласно вышеупомянутым критериям.
Затем, мы представили себя на месте
человека, сдающего экзамен, и тоже попытались ответить на вопрос экзаменатора.
Where do you live? What do you like about
living in your country / city?
Это заняло у нас около 30 минут.
Время урока подошло к концу, и мы
уставшие и довольные собой договорились, что домашним заданием будет написать о
своих чувствах, эмоциях, мыслях в блоге SunStudents.
Я считаю, что в моей практике это
был один из лучших уроков, так как абсолютно вся информация шла не от меня, а
от девочек. Как результат повторения, выводов и анализа.
Этот подход мне очень нравится.
Это очень трудно, но оно того стоит. Несомненно.
Проводя такие уроки, преподаватель как бы говорит своему ученику: «Я тебя вижу.
Я вижу твои потребности, я вижу твои желания, вижу твои страхи, и я рядом,
чтобы быть рядом на всем пути, но этот путь ты пройдешь сам».
И да, я вижу всех моих студентов
и с ними всем своим сердцем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий