Наступил дождливый сентябрь.
Мелкий косой дождик напоминает о том, как долго тянутся вечера дома.
Пронизывающий ветер советует нам лишний раз не выходить на улицу, а остаться в
тепле и уюте и позаниматься важными
делами, например, выучить несколько новых слов или послушать подкаст на
английском языке. В осени есть свое очарование, и для нас, изучающих
иностранные языки, оно состоит в том, что в эту пору в школах иностранных языков запускается больше
всего новых групп по изучению языка, преподаватели имеют возможность взять на
работе полную загрузку, а студенты готовы начать учиться. Я особенно люблю
раннюю осень, когда деревья одеваются в золото, небо подернуто сизой дымкой, а
воздух пропитан новым запахом наступившей осени. Город просыпается от летней
дремы и люди спешат куда-то, начиная каждый год все новые проекты и исполняя
свои мечты. Для меня, как для преподавателя, сентябрь равносилен новому году. Я
жду новых учеников, я жду новые возможности, я предвкушаю новые интересные
занятия.
Так как с сентябрем мы связываем
начало учебного года, я решила в этой статье написать о том, как лучше всего
начинать свои занятия на курсах в школе иностранных языков.
Чаще всего люди идут учить
иностранный язык в школы иностранных языков. Они записываются на курс,
приходят, получают учебники и начинают учиться. Иногда в дополнение к учебнику
люди получают распечатки и задания по грамматике на дом. Редко кто из
преподавателей решится отступить от разработанной программы на курсах. И это
нормально. Но как же быть с целями и пожеланиями студентов? Разве можно
сбрасывать их со счетов? Я бы лично не хотела учить язык по учебнику, который
не удовлетворял бы моим потребностям. Учебников очень много, язык сам по себе
бесконечен, охватить все невозможно в принципе. В любом случае на каждом уровне
и на каждом курсе изучается малая часть языка. Набор слов, набор грамматических
конструкций, в лучшем случае набор коммуникативных навыков.
Но вот почему мы должны учить тот набор,
который предоставляет нам выбранный школой учебник?
Кто и на каком основании
отбирает слова, которые мне нужны?
Почему не учитываются мои пожелания?
Этими
вопросами я советую задаться до того, как вы начнете курс. Посетите пробный
урок, поговорите с преподавателем и удостоверьтесь, что к вам прислушаются и
постараются в силу возможностей помочь именно вам с вашими проблемами. Это
важно.
Что нужно выяснять и обсуждать с
преподавателем? Ниже я рассмотрю варианты обучения в группе и индивидуально.
Группа:
В группе невозможно подстроиться
под каждого студента, но можно постараться учитывать слабые места, общие для нескольких учащихся. Групповые занятия
проводятся в школах иностранных языков чаще всего на общие тематики. Либо создаются
узко-специализированные курсы, например «Английский для путешествий», «Английский
для собеседований», «Подготовка к международному экзамену IELTS» и так далее. Это
единственный способ максимально удовлетворить потребности людей. Если же вы пришли изучать язык, не
записываясь ни в какую специализированную группу, то ваш курс носит название
General English. Скорее всего вам будет предоставлен учебник, по которому вы
будете учиться на протяжении курса. И это нормально. Здесь мало что можно
изменить, выбор учебника от нас не зависит, как и выбор преподавателя. Но от
нас зависит, пустим ли мы все на самотек или будем сверять наши цели и желания
с тем, что мы получаем в процессе обучения.
Перед началом обучения необходимо
составить список своих пожеланий:
- Что я хочу получить от курса
- Что я хочу получить от преподавателя
- Какие сферы языка мне интересны
- Что важнее для меня на данном этапе: письменная или устная речь?
Далее преподавателю желательно
провести первый вводный урок, на котором вы вместе с группой:
- Познакомитесь с преподавателем и с группой
- Определите приоритеты курса по тематикам
- Определите слабые места в целом в группе
- Установите единые правила поведения в группе (сроки сдачи домашних заданий, количество выученных слов и так далее)
Я считаю, что это необходимо
сделать в самом начале, чтобы в конце курса ни у кого не было разочарований.
Более того, по ходу курса нужно следить, какие из пунктов ваших ожиданий
выполняются, а какие нет. Держите руку на пульсе.
Спокойное, вежливое общение с
преподавателем творит чудеса. Обозначьте вашу проблему, спросите совета.
Профессионал не оставит вас без ответа и всегда постарается вам помочь.
Занятия индивидуально с
преподавателем:
Категория General English
Изучая язык в этой категории,
люди обычно не ставят себе каких-то специфичных целей, а учат язык просто так,
чтобы было или просто из любви к английскому.
Вы приходите на первое занятие к
преподавателю с вашим списком пожеланий и ожиданий от курса и вы их обсуждаете
вместе.
Так сложилось, что сейчас я
преподаю только индивидуально и очень хорошо знаю специфику такого
преподавания.
Перед вводным занятием я
просматриваю учебники, подходящие по уровню и выбираю интересные темы, а также
записываю разные коммуникативные навыки, как то умение вести дискуссию, умение
что-то предложить, умение говорить о результатах и изменениях и так далее. Все
это я печатаю на карточках разного цвета и вместе с учащимся мы разбираем эти
карточки и решаем, какие темы нам интересны, а какие не очень. Далее я
предлагаю сделать самому ученику карту курса, в которой мы комбинируем
интересные нам темы и коммуникативные навыки. Мы определяем приоритет определенных
тем и выстраиваем схему нашего обучения. Таким образом, мы сами отбираем
интересные нам темы и навыки. Грамматические темы я подбираю самостоятельно,
так как грамматика универсальна.
Категория Business English.
Потребности в узкой
направленности в категории деловой английский намного выше, чем в категории
общий английский, так как люди используют деловой язык исключительно для работы
в своей области.
Подход в обучении деловому языку
выглядит следующим образом:
(информация взята из презентации John Huhges "Introduction to Business English")
Например, Present Simple
относится к сфере языка, logistics к профессиональной лексике, а
reports к сфере коммуникативных навыков. Преподавателю необходимо
держать во внимании все три сферы постоянно и не задерживаться слишком долго на
одной из них.
На вводном занятии преподаватель
должен провести анализ потребностей учащихся.
Наиболее простой способ сделать
это – схема 3 вопросов:
(информация взята из презентации John Huhges "Introduction to Business English")
(информация взята из презентации John Huhges "Introduction to Business English")
Однако, при узкой направленности
можно сделать более глубокий анализ, состоящий из серии таких 3-ступенчатых
вопросов:
Communication Event
|
Who
|
What
|
How
|
Weekly
Project Meeting
|
Project
Managers (3-5)
|
results
|
virtual
Skype meeting
|
Business
Lunches
|
Partners
/ Customers
|
offers
|
face-to-face
|
Чем больше деталей вы
предоставите преподавателю, тем быстрее вы получите ожидаемый результат и
обойдетесь без неприятных сюрпризов.
С моим студентом Сергеем мы
составили целую схему ситуаций, в которых ему необходим английский язык.
Комментариев нет:
Отправить комментарий